рефераты по менеджменту

Пути устранения кредиторской и дебиторской задолженности предприятия

Страница
21

Основными видами расчетов за поставленную продукцию являются продажа за наличные деньги и в виде безналичных платежей. Правила проведения и формы безналичных расчетов, в общем, регулируются законодательством РФ, а по технике исполнения – Центральным банком.

Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.). Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников. Так, крупнейшее в США информационное агентство « Дан энд Брэстрит» имеет информацию о кредитоспособности нескольких миллионов компаний. Предоставляемая им информация включает диапазон изменения собственного капитала, степени кредитоспособности и другие полезные сведения. В России подобное более или менее формализованное получение информации о кредитоспособности юридических лиц пока еще не налажено.

Оплата товаров постоянными клиентами обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться со многими критериями. Приведу пример некоторых из них:

1. Срок предоставления кредита. Определяя договором максимально допустимый срок поставленной продукции, следует принимать во внимание как правовые аспекты заключения договоров поставки, так и экономические последствия того или иного варианта (в частности, учет влияния инфляции).

2. Стандарты кредитоспособности. Заключая договор на поставку продукции, и определяя в нем условия оплаты, предприятие может придерживаться установленных им критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей; в зависимости от того насколько кредитоспособен и надежен покупатель, условия договора, в том числе в отношении предоставляемой скидки, размера партии продукции, форм оплаты труда и другие, могут меняться.

3. Система создания резервов по сомнительным долгам. При заключении договоров предприятие, естественно, рассчитывает на своевременное поступление платежей. Однако не исключены варианты появления просроченной дебиторской задолженности, и полной неспособности покупателя рассчитаться по своим обязательствам. Поэтому существует практика создания резервов по сомнительным долгам, позволяющая, во-первых, формировать источники для покрытия убытков и, во-вторых, иметь более реальную характеристику собственного финансового состояния. Данные о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с непогашением дебиторской задолженности, должны подвергаться тщательному регулярному анализу.

В нашей стране опыт в исчислении резервов по сомнительным долгам еще не накоплен. В экономически развитых странах компании в процессе подготовки отчетности чаще всего начисляют резерв в процентах по отношению к общей сумме дебиторской задолженности, при этом вариация может быть весьма существенной.

4. Система сбора платежей. Этот раздел работы с дебиторами предполагает разработку:

· процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условий оплаты;

· критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений;

· системы наказания недобросовестных контрагентов.

5. Система предоставляемых скидок. В предыдущем пункте делался акцент на репрессивные методы работы с недобросовестными дебиторами; гораздо больший эффект имеют методы поощрения, к которым в данном случае относится предоставление покупателям опциона на получение скидки с отпускной цены.

Предоставление скидки выгодно как покупателю, так и продавцу. Первый имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров, второй получает косвенную выгоду в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая, как и производственные запасы, представляет собой иммобилизацию денежных средств.

Аренда – это право предприятия-арендатора на распоряжение и пользование основными средствами предприятия-арендодателя.

Законодательством РФ установлены следующие виды арендных отношений: а) аренда предприятий (организаций) в целом или

производственных комплексов;

б) внутрихозяйственный арендный подряд (аренда отдельных це-

хов, производств и т.п.);

в) индивидуальная и групповая текущая аренда отдельных объек-

тов и аренда, осуществляемая отдельными лицами или коллек-

тивами. Здесь различают текущую (простую) аренду и аренду с

правом выкупа.

При простой текущей аренде право собственности на арендуемое имущество всех видов (здания, оборудование и т.п.) сохраняется за арендодателем со всеми видами ответственности с его стороны (уплата налогов на имущество, ремонт и реконструкция).

При аренде с выкупом (финансовой аренде) право собственности на имущество переходит к арендатору после полного выкупа этих арендованных объектов.

г) лизинг- сдача специальными лизинговыми фирмами (лизинго-

дателями) в аренду лизингополучателю производственного обо-

рудования на определённый срок.

Для улучшения финансового состояния предприятия необходимо разработать и внедрить мероприятия, способствующие улучшению финансовых показателей. Добиться этого можно путём снижения уровня запасов, увеличения источников собственных средств, либо за счёт роста долгосрочных займов и кредитов.

На основе проведённого анализа технико-экономических показателей ООО «Промсахар» во второй главе было выявлено, что необходимо улучшить кредиторскую и дебиторскую задолженности. Таким образом, предлагается использование следующих мероприятий:

- реструктуризация кредиторской задолженности;

- взаимозачёты;

- аренда имущества дебиторов.

Схематически мероприятия представлены на рис.3.1.

Мероприятия по устранению кредиторской и дебиторской задолженностей

 
       

Реструктуризация

кредиторской

задолженности

 

Взаимозачёты

 

Аренда

имущества

дебиторов

 
       

Дополнительная

прибыль – 1856т.руб.

 

Дополнительная

прибыль – 1516 т.руб.

 

Дополнительная

прибыль –6203 т.руб.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту