рефераты по менеджменту

Исследование социально-экономических и политических процессов (ИСЭПП)

Страница
26

Выбор основания определяется целями социометрического опроса и служит обязательным условием социометрической структуризации группы.

Социометрический метод является синтетической процедурой, присущей всем отношениям, независимо от того, какое происхождение они имеют: экономическое, психологическое или биологическое. Он обеспечивает повышение качества знания о социальной структуре, рассматриваемой с точки зрения положенного в ее основу критерия.

Социометрическая процедура — метод получения эмпирической информации, используемый в социологии и социальной психологии с целью изучения структуры межличностных отношений в малых (контактных) социальных группах. Рассмотрим порядок проведения социометрической процедуры.

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и так далее.

Социометрическая процедура может иметь целью следующее:

– измерение степени сплоченности — разобщенности в группе;

– выявление «социометрических позиций», то есть соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

– обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Социометрическая матрица представляет собой таблицу со сторонами N и M, где N — число индивидов, подвергнувшихся тесту (табл. 5).

Таблица 5

Социоматрица личностных взаимоотношений в коллективе

 

Кого выбирают

Количество сделанных выборов

Кто выбирает

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

Т+

Т–

∑Т

А

х

+

+

2

0

2

Б

+

х

+

+

3

0

3

В

+

+

х

2

0

2

Г

+

+

х

2

1

3

Д

+

х

1

1

2

Е

х

0

0

0

Ж

х

0

2

2

Количество

полученных выборов

Т+

4

2

2

1

1

0

0

Т–

1

0

0

0

1

0

2

∑Т

5

2

2

1

2

0

2

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту