рефераты по менеджменту

Исследование социально-экономических и политических процессов (ИСЭПП)

Страница
33

Как правило, на практике оказывается достаточным проведение четырех туров опросов. После чего мнения всех экспертов либо сближаются, либо образуют две (или больше) группы существенно различающихся мнений. В первом случае достигнутый результат со значительной степенью обоснованности может быть рассмотрен в качестве прогнозного решения, во втором — необходимо продолжить исследование проблем развития объекта с учетом выдвигаемой различными группами аргументации.

Метод Дельфи имеет несомненные преимущества по сравнению с методами, основанными на обычной статистической обработке результатов индивидуальных опросов. Он позволяет уменьшить колебания по всей совокупности индивидуальных ответов, ограничивает колебания внутри групп. При этом, как показывают проводимые эксперименты, наличие малоквалифицированных экспертов оказывает менее сильное влияние на групповую оценку, чем простое усреднение результатов ответов, поскольку ситуация помогает им исправить ответы за счет получения новой информации от своей группы.

Некоторые недостатки метода Дельфи связаны с нехваткой времени, которое отведено эксперту на обдумывание проблемы. В этом случае эксперт может согласиться с мнением большинства, чтобы уйти от необходимости объяснения, в чем заключается отличие его решения от остальных вариантов. Эти недочеты устраняются совершенствованием организации экспертиз путем создания автоматизированных систем обработки результатов опроса.

Организационное обеспечение научно-исследовательской деятельности

Научно-исследовательская работа является непременным атрибутом деятельности любой организации. Во многих частных компаниях доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) достигает 70—80 %. За счет эффективной инновационной политики, составной частью которой являются научно-исследовательские проекты, предприятия поддерживают собственные производственные циклы, распределяя средства соразмерно выработанным приоритетам и специфике имеющихся хозяйственных подразделений. В бюджетных организациях и учреждениях научно-исследовательские проекты призваны обеспечить оптимальное распределение средств между бюджетополучателями, выработать пер­спективные направления деятельности, сформировать социально приемлемый и экономически эффективный бюджет. В целом структуру организации проектной деятельности можно отобразить следующим образом (рис. 6).

Рис. 6. Структура организации научно-исследовательского проекта

В процессе организации научно-исследовательской деятельности реализуются как функции, так и институциональные предпосылки, способствующие скоординированному взаимодействию носителей этих целей в достижении поставленных целей. Основными функциями организации и управления являются планирование, организационное проектирование, контроль и прогнозирование. Место каждой из этих функций определенным образом локализовано благодаря сложной системе внутренних взаимосвязей.

Институциональными предпосылками процесса организации выступают исследование рынка, бюджетирование и производство. Различие между функциями и институциональными предпосылками состоит в том, что первые представляют собой характерные для процесса регулирования действия участников, тогда как вторые — необходимые для достижения целей организации средства и сопутствующие условия. Взаимодействие между функциями и институциональными предпосылками осуществляется при помощи нормативов, закрепляющих устойчивую связь между сферами ответственности специалистов рабочей группы с тем или иным участком производственного цикла. Институциональные предпосылки процесса организации структурируют систему взаимодействия функциональных носителей посредством разделения их действий на три сектора, составляющих структуру производственного цикла любого предприятия: организационного (производственного), материального (финансового) и информационного (маркетингового).

Основу организационного (производственного) сектора составляет механизм производства продукции, служащий условием самого существования предприятия, средством привлечения в него заказов и инвестиций. Для производства и реализации произведенной продукции необходимо наладить финансирование производственных операций и организацию расчетов с поставщиками и потребителями продукции. С этой целью на предприятии создается материальный (финансовый) сектор, обеспечивающий процесс производства необходимыми мате­риальными ресурсами. Чтобы продукция нашла своего потребителя, на предприятиях создается структурное подразделение, ответственное за продвижение продукции на рынки. Роль такого подразделения выполняет информационный (маркетинговый) сектор, сферу полномочий которого составляют: исследование и сегментация рынка, сбыт и продвижение продукции, рекламное и сервисное обеспечение.

В структуре организации исследовательского проекта организационный сектор представлен системой производства, предваряющей получение ожидаемого результата. Материальный сектор в этой же структуре включает в себя процедуру бюджетирования проекта, формирующую перечень нормативов, упорядочивающих процесс финансирования проектных заданий. Одним из таких заданий является исследование рынка, благодаря которому определяются степень актуализации заложенных в основу проекта целей, а также характерные группы потребителей получаемого в ходе его реализации продукта.

Функционирование каждого сектора является условием для существования организации как целостной системы, производящей продукцию, востребованную рынком. Каждый из секторов приводится в действие посредством системы взаимодействующих функций.

Организация научно-исследовательской деятельности обладает определенной спецификой, а ее результаты оказывают решающее воздействие на достижение заявленных на стадии планирования целей. Перечень основных организационных задач таков:

1. Распределение полномочий между членами рабочей группы в соответствии с программными целями.

Главной трудностью здесь является то, что научно-исследовательский процесс предполагает вовлечение в него узких и высококвалифицированных специалистов, рабочее время которых является жестко регламентированным. В этом случае особенно уместным представляется использование методики сетево­го планирования.

Сетевое планирование — это такой метод планиро­вания, при котором для получения запланированного результата в про­цессе достижения цели рассматривается максимальный (полный) по времени путь и соответствующие ему работы. Построение сетевого графика предполагает представление графической модели комплекса работ, направленных на выполнение единого задания, в котором опре­деляется логическая взаимосвязь и последовательность проводимых работ.

2. Формирование организационной структуры, адекватной целям научно-исследовательской программы.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту