рефераты по менеджменту

Стратегическое развитие МОУ "Гимназия № 45" г. Барнаула на 2002–2007 годы

Страница
11

В тоже время данная задача остается актуальной в связи с процессами в народном образовании, направленными на перестройку всей системы итоговой аттестации выпускников. В связи с изменением форм проведения итоговой аттестации как основного вида контроля за усвоением госстандарта на ближайшие 5 лет данная цель остается одной из ведущей в деятельности гимназии, но видоизменяются задачи по ее реализации, так как ранее поставленные задачи в основном решены.

Не менее актуальной остается и такая цель, как переход на качественно новый уровень содержания образования, соответствующие ему технологии, техники, методики. Определенные программой развития краткосрочные и среднесрочные задачи решены. Во-первых, большинство педагогов (на разном уровне) признают ценности недирективной педагогики, чему в немалой степени способствовало внедрение в практику гимназии личностно-ориентированных методик и технологий, направленных на развитие ребенка в зоне его ближайшего развития (по Выготскому): развивающая методика Л.В. Занкова, ее выход за рамки начальной школы, методика полного усвоения, новая технология литературного образования, уровневая дифференциация, интенсивная технология обучения иностранным языкам, модульная технология, программированное обучение и др. Учебники нового поколения, знакомство с опытом коллег в школе, районе, крае, участие в экспериментальной деятельности, в том числе по апробированию регионального компонента содержания образования (история Алтайского края, региональная программа и учебник по обществознанию, авторского коллектива АГУ под руководством Григорьева, региональный компонент в обучении русскому языку) также способствовали решению сквозной задачи – выделению сущности нового качества содержания образования: Педагоги гимназии не только прошли обучение на курсах, семинарах, в районных школах-лабораториях, но и их многим проблемам активно участвуют в деятельности творческих микрогрупп. Что явилось результатом решения еще одной задачи – перестройки системы повышения квалификации педагогов. В гимназии сложилась новая система повышения квалификации, в основе которой лежит создание «мест демонстрации успешности учителя» с последующим выходом к созданию «мест подготовки будущего успеха». Создана концепция научно-методической работы, что позволило решить и такие долговременные задачи по данному направлению деятельности, как создание системы диагностики профессионального уровня педагогов ее результаты представлены в мониторинговой карте, и на ее основе перейти на такую систему работы с кадрами, которая учитывает различные квалификационные уровни и их индивидуальные потребности через создание на основе диагностики микрогрупп и систему отчетов педагогов по участию в опытно-экспериментальной и методической работе гимназии и творческих отчетов предметных кафедр по различным направлениям их деятельности. Кафедры гимназии достигли уровня, позволяющего им не только представлять свой опыт работы перед коллегами в школе, но и выходить за рамки гимназии. Только за 1999 – 2000 и 2000 – 2001 учебные годы кафедрами были подготовлены и проведены 6 районных семинаров и 4 краевых. Наиболее активны кафедры гуманитарных дисциплин, математики и информатики. Поэтому можно говорить и о решении такой сквозной задачи как овладение педагогами гимназии новыми методиками и технологиями, соответствующими новому качеству образования. Решена долговременная задача: создана методическая служба, способная оказать помощь учителю в овладении новыми методиками и технологиями. При этом экспериментальная работа гимназии в данном направлении вышла на этап массовой практики внутри гимназии и на этап распространения опыта во внешних структурах. В 2000 и 2001 годах опыт педагогов был представлен на Сибирской ярмарке образовательных услуг (два диплома и малая золотая медаль) и на краевой образовательной выставке (три лауреата и один дипломант).

Анализ деятельности гимназии по реализации такой цели как переход на качественно новый уровень содержания образования, соответствующие ему технологии, техники, методики позволяет выделить ряд проблем.

Главная из проблем в том, что министерство на основе разрабатываемой новой концепции российского образования начинает очередной этап реформирования системы образования. Поэтому коллективу педагогов гимназии предстоит знакомство с новой моделью российского образования. Определение вектора преобразований позволяет сделать вывод о том, что гимназия в своем развитии движется в том же направлении, когда в центре системы образования находится личность ученика. А это один из главных ценностных ориентиров гимназии.

Следующая проблема заключается в том, что, несмотря на то, 100% педагогов признают ценности недирективной педагогики, субъект – субъектных отношений, 83% на разном уровне, но признает ценности директивной педагогики (см. мониторинговую карту). То есть психологическая перестройка педагогов не завершилась. С одной стороны такой перестройке мешает, в основном сохраняется система подготовки специалистов в вузах, где хотя и идет знакомство студентов с новыми методиками и технологиями, но в основном сохраняется ориентация на субъект – объектные отношения в процессе обучения и воспитания. Поэтому молодые специалисты и ветераны педагогического труда отличаются высоким уровнем принятия ценностей директивной педагогики. С другой стороны, психологические установки на личность ученика пока сформированы у большинства педагогов на уровне сознания, о чем свидетельствуют данные исследования, проведенные кафедрой психологии БГПУ:

Профессионально-педагогические установки педагогов гимназии на восприятие ученика в % (по состоянию на январь 1998 г.)

Активно – положительные – нет

Ситуативные – 15%

Функциональные – 28%

Безразличные – 2%

Скрытно-отрицательные – 55%

Открыто-отрицательные – нет

Поэтому технологическая готовность педагогов, владение личностно ориентированными технологиями и методиками обучения неадекватны психологической готовности выстраивать субъект – субъектные отношения. При сохранении актуальности поставленной цели по переходу на качественно новый уровень содержания образования, соответствующие ему технологии, методики предстоит учесть данное смещение акцентов, когда на первый план выдвигаются задачи не освоения новых технологий, методик, а продолжения работы по постепенной перестройке психологии педагогов, их установок на восприятие ученика. Во многом эта задача связана с одной из ведущих целей, сформулированных и предыдущей программой развития: создание условий для освоения учениками различных типов деятельности с целью его саморазвития, самоопределения, задания его личной жизненной траектории.

В реализации данной цели гимназия сделала огромный шаг, фактически перестроив подход в организации углубленного изучения предметов. Удалось решить противоречие между миссией гимназии, которая предполагает универсальное образование и профильным обучением с введением углубленного изучения отдельных предметов и курсов. Таким выходом стало создание индивидуальных профильных учебных блоков-модулей в 10-11х классах. Учащиеся, оставаясь в своих классных коллективах, изучая все предметы учебного плана в полном объеме (универсальное образование) за счет часов школьного компонента учебного плана выбирают курсы для углубленного изучения (от 3 до5 часов в неделю). Набор предметов достаточно широк, преподавание таких углубленных курсов обеспечивают учителя гимназии и преподаватели вузов. Выбор практически неограничен, в отличие от профильных классов, где углубленное изучение одних предметов осуществляется за счет сокращения часов на изучение других. Ставка на универсализм образования в условиях превращения большинства институтов в университеты, с одной стороны, и в условиях предоставления свободы выбора ученику, с другой стороны, себя оправдала. Набор предметов в таких учебных модулях: русский язык – математика, математика – иностранный язык, обществознание – информатика и т.п. свидетельствует о том, что подобная система действительно помогает строить обучение с учетом интересов, склонностей учащихся. Профильные блоки по большинству предметов разноуровневые (2х, 3х уровневые), что помогает учесть и степень подготовки учеников, и их ориентацию на последующее вузовское образование.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту