рефераты по менеджменту

Анализ логистической системы

Страница
22

Анализ приведенных в выше указанной таблице показателей позволяет более четко определять уровень материалоемкости всего выпуска продукции.

Исходя из этого можно сделать вывод: в стоимостном выражении увеличен рост объема товарной продукции при заметном снижении материалоемкости, что характеризует положительную работу ОАО "Абсолют".

Анализ влияния факторов на изменение стоимостного объема продукции позволяет выявить значительные резервы улучшения использования материалов, способствует реализации предприятия по ресурсосбережению.

Таблица 1.1.

Алгоритм расчета наиболее важных частных показателей эффективности использования материалов

Показатели

Алгоритм расчета

Обозначение в алгоритме

1

2

3

Сырьеемкость продукции

Металлоемкость продукции

Топливоемкость продукции

Энергоемкость продукции

Полуфабрикато-емкость

Удельная материалоемкость (стоимостная)  

Ес=Мс/ВП

Емет=Ммет/ВП

Ет=Мт/ВП

Еэ=Мэ/ВП

Еп=Мп/ВП

Есу=Му/Ц  

Ес - сырьеемкость продукции, руб. на 1 руб.

Мс - стоимость потребленных сырья и материалов

Емет - металлоемкость продукции, руб. на 1 руб.

Ммет - стоимость потребленного металла

Ет - топливоемкость продукции, руб. на 1 руб.

Мт - стоимость потребленного топлива

Еэ - энергоемкость продукции, руб. на 1 руб.

Мэ - стоимость потребленной энергии

Еп-полуфабрикатоемкость продукции,руб. на руб

Мп - стоимость потребленных покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов

Есу - удельная материалоемкость изделия

Му-стоимость всех потребленных на изделие материалов

Ц - цена изделия

Другим обобщающим показателем использования материальных ресурсов является материалоотдача - показатель, обратный материалоемкости продукции и характеризующий выход продукции с 1 рубля израсходованных материалов. Материалоотдача рассчитывается по формуле (11):

(11)

где МО - материалоотдача, руб. на 1 руб. материальных затрат;

ВП - себестоимость товарной продукции;

М - материальные затраты на выпуск продукции.

Используя эту формулу, рассчитаем материалоотдачу за I квартал 2006 года в ОАО "Абсолют":

МО=1,64 руб. (104146227/63336841)

В I квартале 2007 года:

МО=1,87руб. (467604760/250673448)

То есть, за I квартал 2006 года ОАО "Абсолют", затрачивая материалов на 1 рубль, предприятие выпускало продукции на 1,64 рубля, а в I квартале 2007 года на 1,87 рублей, т. е. материалоотдача продукции увеличилась на 0,23 рубля, что свидетельствует о более эффективном использовании материальных ресурсов, чем в предыдущем периоде.

Кроме показателей материалоемкости и материалоотдачи рассчитывается еще один показатель эффективности использования материалов - коэффициент полного использования годных материалов, по формуле (12):

(12)

где Кисп - коэффициент полного использования годных материалов;

МЗ - материальные затраты на выпуск продукции;

Отх - отходы по цене исходного сырья.

В I квартале 2007 года он составил: Кисп =0,995((250673448-127680) /250673448), что говорит о том, что для производства продукции использовались с максимальной возможностью на 99,5%. В I квартале 2006 года коэффициент использования материалов составил: Кисп =0,985((63336941-971264) /63336941).

Видим, что материалы для производства продукции в 2006 году использовались менее эффективно, чем в 2007 году. Это свидетельствует о снижении в отчетном периоде доли забракованной продукции и возврата отходов по сравнению с предыдущим периодом.

В экономической литературе существуют так же альтернативные методики анализа материалоемкости. В соответствии с первой из них на показатель материалоемкости оказывают влияние два фактора: изменение материалоемкости продукции по прямым материальным затратам и изменение коэффициента соотношения всех материальных затрат и прямых материальных затрат. Математически факторная модель может быть выражена следующим образом:

(13)

где Мпр - прямые материальные затраты, руб.;

Епр - материалоемкость продукции по прямым материальным затратам, руб.;

Кмз - коэффициент соотношения всех материальных затрат и прямых материальных затрат.

Для расчета влияния факторов первого порядка используются как традиционные приемы анализа - элиминирование, так и математические приемы, например логарифмирование и интегрирование.

Однако необходимо отметить, что все варианты расчетов имеют общую тенденцию влияния выделенных факторов на материалоемкость продукции ОАО "Абсолют" и подтверждают необходимость внедрения логистической системы, как инструмента снижения косвенных затрат.

Приложение 2

Использование математических методов для анализа потребности в материалах ОАО "Абсолют"

Использование одного из приемов элиминирования - приема цепных подстановок - предполагает расчет следующей подстановки: материалоемкость по плану при фактическом соотношении всех материальных затрат и прямых материальных затрат. Отсюда приращение материалоемкости продукции за счет изменения коэффициента соотношения всех материальных затрат и прямых материальных затрат (DЕмКмз) будет равно:

DЕмКмз = Ем-Еом; (1)

приращение материалоемкости продукции за счет изменения материалоемкости по прямым материальным затратам (DЕмЕпр) составит:

DЕмЕпр = Е1м-Ем. (2)

При интегрировании используются следующие формулы:

(3)

(4)

При логарифмировании имеется в виду, что логарифмированию подвергаются не абсолютные значения показателей, а индексы их изменения. Так же учитывается, что между индексами изменения показателей сохраняется та же зависимость, что и между самими показателями, то есть если справедливо равенство Ем=Епр´Емз, то верно и выражение:

JЕм = JЕпр ´ JКмз (5)

Прологарифмировав это выражение, получим:

lg JЕм = lg JЕпр + lg JКмз (6)

Затем разделим обе части равенства на левую:

(7)

Если все приращения материалоемкости принять за единицу, то первая из дробей lgJEпр/lgJЕм отражает долю приращения этого показателя за счет изменения материалоемкости по прямым материальным затратам, а вторая дробь lgJКм/lgJЕм характеризует долю приращения материалоемкости за счет изменения коэффициента соотношения всех материальных и прямых материальных затрат.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту