1) экономические методы (денежные поощрения или наказания в виде лишения премий, штрафов);
2) целевой метод (постановка перед подчиненными конкретных и ясных трудовых целей повышает их активность);
3) метод расширения и обогащения работ: поручить работнику работу более разнообразную, значимую, самостоятельную;
4) метод соучастия или привлечения работников (работники участвуют в совместном принятии решений, что повышает их активность и удовлетворенность работой).
Кроме того, руководство предприятия в системе трудовых стимулов значительное внимание увлекает таким стимулам как профессиональные рост работников, получение им дополнительных профессий, продвижение по службе. Работникам предоставляют дополнительные денежные льготы: оплаченные отпуска, оплата больничных листов, льготные путевки в дома отдыха. Если рассмотреть систему мотивирования труда на предприятии с позиции теории потребностей Маслоу, то факторы стимулирования и мотивации труда можно классифицировать по основным группам потребностей. В своей теории Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому (рис.7).
 
Рис.7 Пирамида потребностей Маслоу
Классификацию средств и методов стимулирования работников по формулировкам потребностей в иерархии по Маслоу, применяемых на нашем предприятии, представим в таблице 13.
Таблица 13. Средства и методы стимулирования работников
|  
 Потребности  |   
 Факторы стимулирования и мотивации  |  
|  
 Физиологические потребности  |   
 - материальное стимулирование(стабильная з\п, премии, бонусы); - подарки; - льготы на приобретение производимой продукции.  |  
|  
 Потребности в безопасности (защищенности)  |   
 - конкурентный уровень оплаты труда; - поддержка при значимых событиях в жизни работника; - материальная помощь в критические моменты жизни; - страхование; - стабильность рабочих мест; - оплата лекарств.  |  
|  
 Потребности в обществе (принадлежности к социальной группе)  |   
 - участие в управлении; - система обратной связи с управленцами; - встречи с руководством (совещания, планерки); - участие в любительских или общественных движениях, творческих коллективах или коллективах по интересам; - общий имидж компании, статус работника успешного современного предприятия, престиж работы; - обучение персонала; - корпоративные мероприятия и праздники.  |  
|  
 Потребность в повышении статуса (уважении и признании)  |   
 - карьерный рост и достижение более высокого общественного положения (статуса); - поддержка при значимых событиях в жизни работника, подарки; - почетное членство в различных ассоциациях; - публикация статей; - приглашение сотрудников на выставки как представителей компании; - звания лучшего по профессии; - грамоты и благодарности, путевки.  |  
|  
 Потребность в самореализации (самовыражении)  |   
 - организация проектной работы; - формирование клубов, кружков (в том числе кружков качества), команд, любительских театров; - проведение спортивных, соревновательных, созидательных, творческих конкурсов; - материальное стимулирование идей, различных инициатив по улучшению работы предприятия, исходящих от персонала.  |  
Сбор, обработка, использование и передача информации являются неотъемлемым элементом успешной предпринимательской деятельности. Любое предприятие, как субъект рынка, функционирует в сложной системе рыночных отношений, причем характер этих отношений далеко выходит за рамки контактов предприятия с поставщиками, покупателями, торговыми посредниками. На деятельность предприятия не в меньшей степени могут оказывать влияние конкуренты, финансовые учреждения, настрой общественного мнения, активные группы действий в лице ассоциаций, партий, течений и т.д., экономические, научно-технические, политические и иные факторы. Кроме внешних факторов, успех или неудача предприятия зависит также от сил, действующих внутри организации, в том числе целей, задач, структурного построения, технологии, персонала. В конечном счете, результаты деятельности определяются тем, насколько хорошо предприятие информировано о влиянии этих факторов и адаптировано к этому влиянию.
Поэтому миссия информационной системы - предоставление нужной информации в нужное время и в нужном месте для обеспечения эффективного управления всеми ресурсами организации, создание информационной – вычислительной среды для осуществления управления. Рассмотрим основное предназначение информационных систем на нашем предприяти (табл.14).
Таблица 14. Функции информационных систем
|  
 ФУНКЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ  |  |
|  
 Информационная система маркетинга  |   
 Исследование рынка и прогнозирование продаж Управление продажами Рекомендации по производству новой продукции Анализ и установление цены Учет заказов  |  
|  
 Производственные информационные системы  |   
 Планирование объемов работ и разработка календарных планов Оперативный контроль и управление производством Анализ работы оборудования Участие в формировании заказов поставщиков Управление запасами  |  
|  
 Финансовые и учетные информационные системы  |   
 Управление портфелем заказов Управление кредитной политикой Разработка финансового плана Финансовый анализ и прогнозирование Контроль бюджета Бухгалтерский учет и расчеты зарплаты  |  
|  
 Кадровые (человеческих ресурсов) информационные системы  |   
 Анализ и прогнозирование потребности в трудовых ресурсах Ведение архивов записей о персонале Анализ и планирование подготовки  |  
|  
 Прочие системы, например, информационная система руководства  |   
 Контроль деятельности предприятия Выявление оперативных проблем Анализ управленческих и стратегических ситуаций Обеспечение процесса выработкой стратегических решений  |