рефераты по менеджменту

Управление предприятиями торговли

Страница
25

1. Анализ привлечения и использования заемных средств в плановом периоде. Целью такого анализа является выявление состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также эффективность их использования.

На первой стадии анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в предплановом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объема реализации товаров и суммы активов предприятия.

На второй стадии анализа определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируется в динамике удельный вес финансовых кредитов, товарных кредитов и устойчивых пассивов в общей сумме заемных средств торгового предприятия.

На третьей стадии анализа определяется период привлечения заемных средств. В этих целях проводится их группировка по привлечению на кратко- и долгосрочной основе, изучается динамика состава заемных средств по этому признаку и их соответствие объему оборотных и внеоборотных активов.

На четвертой стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими финансового и товарного кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствия текущей конъюнктуре финансового и потребительского рынков.

На пятой стадии анализа изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели среднего периода оборота и уровня рентабельности заемных средств. Первый из этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.

Результаты этого анализа служат для оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.

2. Определение целей привлечения заемных средств в плановом периоде. Заемные средства привлекаются торговым предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств торговыми предприятиями являются:

а) пополнение планируемого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий торговли не имеют возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала (т.е. использовать умеренную модель финансирования активов). Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств. В системе целей привлечения заемных средств торговыми предприятиями эта цель на современном этапе является приоритетной;

б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало торговое предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;

в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов торгового предприятия (новое строительство, реконструкция). Для этой цели заемные средства привлекаются обычно на долгосрочной основе;

г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;

д) другие временные нужды. Принцип целевого привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется на короткие сроки и в небольшом объеме.

3. Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем привлечения заемных средств диктуется двумя основными условиями:

а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа, при котором его эффект будет максимальным. С учетом плановой суммы собственного капитала и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;

б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. В рамках предельного объема заемных средств, формирующего наибольший эффект финансового левериджа, определяется соотношение собственного и заемного капитала, обеспечивающее достаточную финансовую устойчивость предприятия в предстоящем периоде не только с позиций самого торгового предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов (что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств).

С учетом этих требований и ранее определенного показателя финансовой структуры капитала торговое предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.

4. Определение соотношения заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования.

Расчет необходимого размера заемных средств в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процессе этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.

Полный срок использования заемных средств представляет собой период времени с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных периода:а) срок полезного использования; б) льготный (грационный) период; в) срок погашения.

а) срок полезного использования - это период времени, в течение которого торговое предприятие непосредственно использует предоставленные заемные средства в своей хозяйственной деятельности;

6) льготный (грационный) период - это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;

в) срок погашения - это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам. Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата основного долга и процентов осуществляется не одномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями в течение определенного периода времени по предусмотренному графику.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту