рефераты по менеджменту

Система взаимоотношения и бюджета

Страница
7

В-третьих, налоговые изъятия из прибыли (кроме собственно налога на прибыль) в России были заметно выше, чем в развитых странах. Так, в 1992-1995гг. в рамках налога на прибыль взимался также и своеобразный налог на сверхнормативную зарплату.

В 1996-2001гг. доля налога на прибыль в общих налоговых поступлениях снизилась. Подобное снижение иногда связывают с шагом по уменьшению фискальной нагрузки на прибыль – отменой с 1 января 1996 г. налога на сверхнормативную зарплату должна была снизить долю налога на прибыль в общих налоговых поступлениях лишь до 28%. Реальное же снижение было гораздо большим – ниже 20%. К сожалению, решающей причиной падения доли налога на прибыль в общих налоговых поступлениях стало резкое увеличение (до 40-50%) числа убыточных предприятий. К этому добавилось и воздействие других отрицательных факторов, прежде всего финансовый кризис 1998 года и рост теневой экономики, в результате чего доля налога на прибыль в налоговых поступлениях сократилась до 15% в 1998 г. и до 9% в 1999г.

Важно подчеркнуть, что в результате принятия Налогового кодекса с 1 января 2002г. размер основной налоговой ставки по налогу на прибыль снижен до 24%, и в настоящее время налог на прибыль обеспечивает 9-15% (в 2002г. –12%) налоговых доходов, формирующих федеральный бюджет (см. Приложение № 9).

Анализ налоговых поступлений, выявляет, что применительно к другим налоговым поступлениям в России крайне невелика, по сравнению с западными странами доля налога на доходы физических лиц (в 2002г. его доля в налоговых поступлениях составила – 0,33%). Очевидно, что столь незначительная роль подоходного налога отражает низкий жизненный уровень преобладающей массы россиян. Несмотря на это, финансовые и налоговые органы России выдвигают все новые предложения об увеличении налогов на личные доходы населения (например, повышения ставок местных налогов с населения, чтобы за их счет усилить региональный и местный уровни бюджета; или же таким косвенным путем как повышение минимального пенсионного возраста). Все это, на наш взгляд, свидетельствует об ослабленном действии социальной функции в налоговом механизме России.

При этом следует подчеркнуть, что с позиции существования единой ставки для большей части доходов из различных источников налоговую систему России в отношении подоходного налога можно признать нейтральной. Однако эта нейтральность относительна, так как не достигнута эффективность взимания ставки с различных доходов либо с подобных доходов, получаемых при разных обстоятельствах. Так, при обложении доходов предпринимателей, не имеющих возможности подтвердить свои расходы документально, происходит относительное увеличение ставки налога. Огромная сумма доходов вообще уходит от налогообложения (например, торговля на улицах, доходы, получаемые в теневой экономике), и, следовательно, в глобальном масштабе это означает снижение налоговой ставки.

Со второй половины 90-х гг. начался новый и, на наш взгляд, необходимый этап реформирования налогового законодательства, вызванный кодификацией налогового права и разработкой и принятием Налогового кодекса. В результате многолетних дискуссий о концепции реформирования налоговой системы России была признана приоритетность кодификации российского налогового законодательства, так как неустойчивая налоговая система подрывала основу бюджетной основы страны, провоцировала политическую нестабильность и социальную напряженность.

Кодификация российского налогового законодательства предполагала обеспечение полноты правового регулирования налоговых правоотношений, компактность и наибольшую согласованность нормативных предписаний, защиту от хаотичности и нестабильности налогового законодательства, упорядочение взаимоотношений участников налоговых правоотношений, усиление защиты их прав, усовершенствование налоговых процедур и системы ответственности, создание условий для эффективного налогового администрирования.

Налоговый кодекс, вступивший в силу 1 января 2002г., устанавливает общие нормы и принципы взаимоотношений предприятий и бюджета в РФ, а именно: определяет перечень налогов, объекты и субъекты налоговых отношений, налоговые обязательства, налоговую ответственность, налоговые санкции, а также процедурные вопросы, регулирующие порядок уплаты налогов и сборов, применения мер по обеспечению их уплаты, предоставления отсрочек, рассрочек, налогового и инвестиционного кредита, возврата излишне уплаченных средств.

Налоговый кодекс четко разграничивает полномочия в сфере налогообложения между федеральными и региональными органами власти, а также местного самоуправления, определяет порядок установления перечня действующих на территории налогов и сборов различных уровней. Так, на федеральном уровне взимаются следующие виды налогов и сборов: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья; налог на прибыль (доход) предприятий; налог на доходы от капитала; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; государственная пошлина; таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи; налог на пользование недрами и налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; налог на пользование объектами животного мира; водный налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы; налог на использование государственной символики Российской Федерации.

К региональным относятся: налог на имущество предприятий (организаций); налог с владельцев транспортных средств; налог за использование региональной символики; региональные лицензионные сборы.

Местные налоги: земельный; на имущество физических лиц; рекламу; на наследование и дарение; за использование местной символикой; курортный сбор; местные лицензионные сборы.

Порядок, сроки и особенности уплаты налогов предприятиями РФ мы подробно рассмотрим в следующей главе.

Глава II. Налогообложение в РФ

Виды налогов, взимаемых с физических и юридических лиц

Основные положения ныне действующей налоговой системы Российской Федерации, которая представляет собой один из главных аспектов взаимоотношений предприятий и граждан с государством, заложены в Налоговом кодексе РФ. Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны (Приложение №2).

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.

Далее рассмотрим сущность и порядок взимания одного из основных видов налогов - налога на прибыль, который является прямым федеральным регулирующим налогом. Он взимается с плательщиков в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ. размер основной налоговой ставки был снижен с 1 января 2002г. и составляет 24% (по банковским операциям – 30%), из них 7,5% зачисляется в федеральный бюджет, 14,5% - в бюджеты субъектов РФ и 2% в местные бюджеты (по банковским операциям все 30% зачисляются в федеральный бюджет). Для иностранных налогоплательщиков ставка равна 15-20% в зависимости от вида деятельности и налоговые суммы полностью зачисляются в федеральный бюджет.[10]

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту