рефераты по менеджменту

Система взаимоотношения и бюджета

Страница
2

Под налогом, сбором, пошлиной или другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый предприятием или гражданином в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.[2]

Объект налогообложения (налогооблагаемая база) – это количественно измеримый экономический феномен, который служит базой для исчисления налогов. Им может быть доход (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость и другие объекты, установленные законом. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за тот или иной период налогообложения. Та часть налогооблагаемой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога, называется налоговой ставкой. Она может определяться либо в виде твердой суммы, либо в процентах. При этом срок, в который налог должен быть уплачен, называется сроком уплаты налога. Еще одним элементом налоговой системы являются налоговые льготы, которые регулируют необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта налога; освобождение от уплаты налога; понижение налоговых ставок; налоговые вычеты; налоговые кредиты.[3]

Взаимоотношения предприятия и бюджета базируются на ряде принципов, главные из которых – равномерность и определенность налогообложения. Равномерность означает единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности и единства правил. Сущность принципа определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее, так что размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно. Государство определяет размер налогов, сроки их внесения и меры взыскания к тем субъектам налоговых взаимоотношений, которые нарушают предписания, содержащиеся в правовых нормах.

При этом необходимо отметить, что денежные средства, выплачиваемые предприятиями и гражданами в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и направляются государством на свои нужды. Важной чертой взаимоотношений предприятия и бюджета является безвозмездность налоговых платежей, что и составляет их основную юридическую характеристику. Это выражается в том, что государство не предоставляет налогоплательщику непосредственно никакого эквивалента за вносимые им в бюджет средства.

Таким образом, сущность взаимоотношений предприятия и бюджета заключается в изъятии в пользу бюджета части доходов самостоятельных хозяйствующих субъектов, причем части, заранее определенной и установленной в законном порядке. Важно отметить, что законный, легальный характер данных взаимоотношений, а также хозяйственная независимость налогоплательщика представляют собой главные признаки налоговой системы

Налоги в их сущности и содержании на практике представляются в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговые системы различных стран. По набору налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, сфере действия, льготам эти системы существенно отличаются друг от друга и кажутся на первый взгляд несравнимыми. Однако при более тщательном анализе можно выявить две главные общие черты налоговых систем различных стран:

1) постоянный поиск путей увеличения налоговых доходов государства;

2) построение налоговых систем на базе общепринятых принципов экономической теории о равенстве, справедливости и эффективности налогообложения.

Первая из этих черт реализуется в форме широкомасштабных или частичных налоговых реформ, введением новых налогов, изменением налоговой базы, соотношением различных видов налогов, манипуляциями с прогрессивным и пропорциональным обложением, перераспределением налогового бремени и т.п.

Что касается второй черты, то принципы построения налоговых систем в целом неоднозначны и во многом зависят от приверженности правительства той или иной экономической теории. Тем не менее, эти принципы носят всеобщий характер, хотя и имеют в разных странах отличительные черты, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений.

В целом, на мой взгляд, эти принципы можно представить следующим образом. Различия в налогах зависят от характера облагаемых доходов и расходов. Природа этих доходов и расходов лежит в основе классификации налогов. Налоги могут взиматься:

1) на рынке товаров или факторов производства (труда, земли, капитала);

2) с продавцов или покупателей товаров;

3) с домашних хозяйств или компаний;

4) с источника дохода или со статьи расхода.

Таким образом, обложению могут подлежать доходы домашних хозяйств или их членов, расходы конечных потребителей, доходы от розничной торговли, валовые доходы от предпринимательской деятельности, предпринимательские доходы за минусом амортизационных отчислений, фонд оплаты труда, прибыль, заработная плата, сбережения, дивиденды.

Налоги в развитых странах (за редким исключением) принимают под разными названиями следующие основные формы: подоходный налог с физических лиц, подоходный налог с юридических лиц, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, взносы в фонды социального страхования, особые виды налогов на потребление. За рамки этих налогов, основанных на обложении потоков доходов и расходов, возникающих в процессе производства и обращения товаров, выходят лишь налоги, базирующиеся на обложении накопленного богатства. Их основные виды: поимущественный налог и налог на наследство и дарения.

Налоги подразделяются на личные и реальные. Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность, реальные подвергают обложению деятельность или товары, т.е. продажу, покупку или владение имуществом независимо от индивидуальных финансовых обстоятельств налогоплательщика.

На практике часто проводят различие между прямыми и косвенными налогами (или налогами на потребление). Прямые налоги взимаются непосредственно с получателей доходов – физических и юридических лиц, косвенные – в процессе движения доходов или оборота товаров и предназначены для переложения на конечных носителей налогового бремени.

В современной рыночной экономике налоги выполняют три функции: фискальную, регулирующую и социальную.

Фискальная функция заключается в обеспечении государства доходами, необходимыми для осуществления его деятельности. Потребность в таких средствах в принципе зависит от многих социально-экономических и политических факторов. В западных странах с развитой рыночной экономикой реальные объемы расходов и налоговых доходов государства по отношению к ВВП варьируются в довольно широком диапазоне. Так, в 90-х годах вместе со взносами на социальное страхование налоговые доходы государства составляли от 29,8% ВВП в США до 55,3% - в Швеции. Согласно ряду экономических теорий, оптимальной в современных условиях считается величина налоговых доходов государства, равная 33-36% ВВП.[4]

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту