рефераты по менеджменту

Система взаимоотношения и бюджета

Страница
6

Предпосылки новым методам были заложены во второй половине 80-х годов переходом к нормативному распределению прибыли (дохода) предприятий, создавшему необходимые предпосылки для введения налоговой системы. Но экономические нормативы не могли заменить налоги, поскольку нормативы носили дифференцированный характер, причем они были дифференцированы не только по отраслям и регионам, но и по отдельным предприятиям и годам.

Таким образом, в начале 90-х годов существовавшая налоговая система, созданная применительно к старым условиям хозяйствования, оказалась совершенно неприспособленной к условиям рыночной экономики. Система была запутанная и непростая для понимания. Ее никоим образом нельзя было назвать справедливой, поскольку она была направлена главным образом на перераспределение доходов от сильного к слабому. Несправедливость заключалась, например, в дифференциации ставок налогообложения в зависимости от юрисдикции предприятия, от того – союзного оно или республиканского подчинения, частное или муниципальное.

Еще одной предпосылкой налоговой реформы стала меняющаяся экономическая ситуация. Инфляция, спад производства заставили перейти к более эффективному применению экономических рычагов, в том числе налоговых, чтобы направить развитие экономики в нужное русло.

Для России 90-е годы стали временем быстрых и бурных налоговых преобразований. Первый этап реформы – 1991-1995 годы – ознаменовал резкий разрыв со старой налоговой системой и создание новой, более соответствующей переходному состоянию российской экономики. В этот период формулировались новые идеи о роли и функциях налогов; были провозглашены и закреплены в новой Конституции основные принципы налогового права; приняты и введены в действие законы о новых налогах; учреждена налоговая администрация и т. д.

При формировании после 1992 года новой российской системы налогов явно пытались копировать опыт ЕС. Выбор этого варианта объяснялся наибольшим его соответствием не столько рыночным условиям, как фискальным соображениям, особенно обострившимся с начала «шоковой терапии».

Так, в 1992г. была сделана ставка на косвенные налоги в качестве основного источника налоговых поступлений для госбюджета России. С этой целью были отменены налог с продаж и налог с оборота и введены налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. При этом Россия вступила на путь налоговой реформы в чрезвычайных условиях, которые во многом противоречат всей мировой практике введения НДС. Во-первых, в нашей стране НДС был введен в период значительного спада производства и сокращения потребительского рынка страны. Во-вторых, мы наблюдали не постепенный рост ставок налога с минимально возможных до оптимальных, как в странах с развитой рыночной экономикой, а напротив – первоначальное введение максимально возможных ставок с последующим вынужденным их понижением (с 28% в 1992г. до 20% в 1993-1996гг., а по продовольственным товарам и продукции детского ассортимента – 10%). В-третьих, введение НДС в России не сопровождалось предварительной подготовкой соответствующей государственной налоговой службы – она начала готовиться параллельно с введением налога, а, вернее, непосредственно после принятия закона о НДС. Единственное условие, которое мы имели для введения НДС – это колоссальный государственных дефицит бюджета и мощный государственный аппарат, требующий значительных средств для поддержания своего существования.

НДС в России, формально заменяя одноступенчатый налог с оборота, распространялся не только на все стадии производства и обращения, но и на многие операции, которые за рубежом не считаются объектом обложения НДС (пени, штрафы, ряд операций, связанных с банками и т.д.). В этом смысле налог в России превратился в некий налог на все денежные сделки, в том числе и не имеющие связи с производственной деятельностью.

Небезынтересен тот факт, что если в странах ЕС на долю НДС приходится от 10 до 25% от общей суммы взимаемых средств, то в России в 1992г. поступления в федеральный бюджет от НДС составили почти 47% от общей суммы доходов, в 1993г. – около 43%, в 1996г. - более 35%, в 2000г. – около 30%, а в 2002г. – порядка 45% доходов государственного бюджета получено также за счет НДС.[9]

Таким образом, можно сделать вывод, что НДС имеет большое значение для пополнения Бюджета РФ, хотя в перспективе предпочтительно снижать его удельный вес в налоговых поступлениях за счет роста доли других налогов.

Не в меньшей, если не в большей степени, на мой взгляд, фискальные задачи превалируют в России при налоговых изъятиях из прибыли предприятий. По оценкам российских специалистов, в конце 90-х гг. в бюджет изымалось в среднем 80-90% прибыли предприятий, в ряде случаев эта цифра превышала 100%. При этом по международным стандартам налоговые изъятия свыше 50% прибыли разрушают стимулы к производственной деятельности.

С точки зрения оценки фискальной роли налога на прибыль, в России, по моему мнению, можно выделять три периода – 1992-1995гг., 1996-2001гг. и с 2002г. по настоящий момент.

В первый период доля налога на прибыль во всех налоговых поступлениях достигала примерно 1/3. Напомним, что в большинстве стран ОЭСР эта доля составляет 5-10%.

Перечислим основные факторы завышения налогообложения прибыли в России.

Во-первых, несмотря на установленную в этот период умеренную ставку собственно налога на прибыль (35% для производственных предприятий и 43% для банковских и других кредитных учреждений), реально она намного выше. В развитых странах при определении налогооблагаемой прибыли из валовой выручки разрешено исключать практически все издержки производства. Ограничения на подобные исключения (например, на “чрезмерные” представительские расходы) незначительны. В России же эти ограничения были гораздо шире и жестче. Например, в издержки производства не разрешалось включать преобладающую часть процентных платежей за кредиты (которые очень высоки), потери на разнице в валютных курсах, издержки на рекламу, страховые платежи и ряд других расходов. В результате этих ограничений большая часть издержек производства включается в налогооблагаемую прибыль. Это приводило к тому, что реальная ставка налога на прибыль, соответствующая международным стандартам, завышалась по сравнению с официально объявленной ставкой.

Во-вторых, важным фактором увеличения налогообложения прибыли было слабое использование налоговых льгот функционального значения. В России существовали в основном индивидуальные льготы для отдельных предприятий, часто лоббистского характера. Но в целом система льгот по налогу на прибыль и других налоговых изъятий из прибыли незначительна по сравнению даже с современной относительно более умеренной, чем в прошлом, практикой налоговых льгот развитых стран. В российской экономике фактически не использовалась практика ускоренной амортизации, освобождающая на Западе весомую долю прибыли от налогообложения. Не используется и столь важная для развития добывающей промышленности льгота, как скидка на истощение недр, уменьшающая налог на прибыль предприятий добывающей промышленности в два раза и более.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту