рефераты по менеджменту

Разработка рыночной стратегии и объема продаж на прежприятии

Страница
5

Первым шагом при проведении сегментации является выбор кри­териев сегментации. При этом надо проводить различие между крите­риями сегментации рынков потребительских товаров, продукции произ­водственного назначения, услуг и др.

Так, при сегментации рынка потребительских товаров используют­ся такие критерии, как: географические, демографические, социально-экономические, психографические, поведенческие и др. (рис. 5).

Географическая сегментация — деление рынка на различные гео­графические единицы: страны, регионы, области, города и т.д.

Демографическая сегментация — деление рынка на группы в зави­симости от таких характеристик потребителей, как: возраст, пол, семей­ное положение, жизненный цикл семьи, религия, национальность и раса.

Социально-экономическая сегментация предполагает деление по­требителей по уровню доходов, роду занятия, уровню образования.

Психографическая сегментация — деление рынка на различные группы в зависимости от социального класса, жизненного стиля или лич­ностных характеристик потребителей.

Поведенческая сегментация предполагает деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: уровень зна­ний, отношения, характер использования продукта или реакции на него [2.,33-35].

Рис. 5. Сегментация рынка потребительских товаров по психологическому признаку

Мы определяем рынок как совокупный спрос на товары, выполняющие одну и ту же функцию, это упрощает разделение рынка на сегменты или подгруппы исходя из различий в желаниях покупателей. Одним из распространенных методов сегментации для изучения потребительского поведения является метод группировок, суть которого состоит в последо­вательной разбивке совокупности объектов на группы по наиболее зна­чимым признакам, таким как продукт, пол, возраст, область применения и модель (рис. 6).

Рис. 6. Метод группировки

Сегменты, полученные в результате успешной сегментации, долж­ны быть:

1. Определенными, то есть иметь четкий набор потребностей и реагировать схожим образом на предлагаемый продукт.

2. Достаточно существенными по размеру, чтобы оправдать допол­нительные затраты на «подгонку» маркетинговых стратегий под требова­ния данного сегмента.

3. Доступными для эффективной маркетинговой деятельности.

4. Количественно измеряемыми.

5. Используемыми в течение достаточно длительного периода времени.

Выбор целевых сегментов. Следующим шагом после выявления рыночных сегментов является определение степени их привлекательности и выбор целевых сегментов. Здесь осуществляется оценка привлекательности каждого рыночного сегмента и выбор одного или не­скольких сегментов для освоения. При оценке степени привлекательно­сти различных рыночных сегментов, удовлетворяющих требованиям к их успешной сегментации, учитываются следующие три главных фактора [15]:

þ размер сегмента и скорость его изменения (роста, уменьшения);

þ струк­турная привлекательность сегмента;

þ цели и ресурсы организации, осваи­вающей сегмент.

Здесь существуют следующие варианты:

1. Сконцентрировать усилия, направленные на реализацию одного продукта на одном рыночном сегменте.

2. Предложить один продукт всем рыночным сегментам (продукто­вая специализация).

3. Предложить все продукты одному рынку (рыночная специализа­ция).

4. Для некоторых выбранных рыночных сегментов предложить раз­личные продукты (селективная специализация).

5. Не учитывать результаты сегментации и поставлять на весь ры­нок все выпускаемые продукты.

Структурная привлекательность рыночного сегмента определяется уровнем конкуренции, возможностью замены продукта на принципиально новый продукт, удовлетворяющий те же потребности (например, во многих случаях пластмасса является заменителем метал­лов), силой позиций покупателей и силой позиций поставщиков ком­плектующих и ресурсов по отношению к рассматриваемой организации, конкурентоспособностью рассматриваемых продуктов на этих сегментах.

Даже если рыночный сегмент характеризуется нужными размерами и скоростью роста и обладает достаточной структурной привлекательностью, необходимо принимать в расчет цели и ресурсы организации. Возможно несовпадение целей долгосрочного развития организации с текущими целя­ми ее деятельности на конкретном рыночном сегменте. Возможна нехватка ресурсов для обеспечения преимуществ в конкурентной борьбе [11, 187].

При оценке и выборе рыночных сегментов в случае, когда предпо­лагается осваивать параллельно несколько сегментов, необходимо поста­раться уменьшить суммарные затраты за счет возможного увеличения объема выпуска продукции, совмещения операций по хранению и транс­портировке продукции, проведения скоординированных рекламных кам­паний и т.п.

При выходе на новый рынок большинство фирм начинают с обслуживания одного сегмента и, если начинание оказалось успеш­ным, постепенно охватывают и другие. Очередность освоения сегментов рынка следует тщательно продумывать в рамках комп­лексного плана. Хорошим примером тщательного планирования выхода на рынок и захвата на нем доминирующего положения служит деятельность японских фирм. Они проникают на обойден­ный вниманием участок рынка, завоевывают себе имя за счет удовлетворенных покупателей и только потом распространяют свою деятельность на другие сегменты. Пользуясь этой маркетинго­вой формулой, они захватили впечатляющую долю мирового рын­ка автомобилей, фотокамер, часов, бытовой электроники, стали, вновь строящихся судов и прочих товаров.

Выбор маркетинговой стратегии

После того как мы определили рынок, мы приступаем к выбору маркетинговой стратегии, которая опирается на выработанные цели (рис. 3, приложение 2).

Стратегия маркетинга — главное направление маркетинговой дея­тельности, следуя которому, организации стремится достигнуть сво­их маркетинговых целей. Маркетинговая стратегия включает конкретные стратегии деятельности на целевых рынках, используемый комплекс мар­кетинга и затраты на маркетинг. В стратегиях, разработанных для каж­дого рыночного сегмента, должны быть рассмотрены новые и выпускае­мые продукты, цены, продвижение продуктов, включая рекламу, доведе­ние продукта до потребителей, должно быть указано, как стратегия реа­гирует на опасности и возможности рынка [2, 44-47].

Стратегии маркетинговой деятельности детализируют стратегии развития компании в целом, последние выявляются и анализируются в стратегическом планировании компании.

Далее, из общих стратегий компании вытекают общие маркетинго­вые стратегии по отношению к конкретным рынкам:

þ расширение существующих рынков;

þ проникновение на новые рынки;

þ поддержание уровня сбыта на существующих рынках;

þ концентрация усилий на меньшем числе рынков;

þ уход с рынка.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту