Снижение инфляции в 1996-1997 годах при отсутствии государственной поддержки аграрного сектора означало закрепление крайне неблагоприятных для сельского хозяйства ценовых соотношений. Особенно неблагоприятные условия сложились на продукцию молочно-мясного скотоводства. Эта отрасль была основной в сельскохозяйственных предприятиях Дальнего Востока. Сельскому хозяйству региона еще в течение продолжительного времени придется работать в условиях диспаритета цен. Поэтому необходима разумная поддержка молочного скотоводства и, прежде всего, на федеральном уровне.
В условиях рынка основной фактор подъема экономики - реальный платежеспособный спрос. С учетом этого необходимо подходить к вопросам формирования ценовой политики и обеспечения доходов аграрного сектора. Размеры дотаций, субсидий должны увязываться с повышением доли сельского хозяйства в конечной цене на продовольствие. Федеральное Правительство и органы исполнительной власти регионов должны проводить ценовую и финансово-кредитную политику, направленную на стабилизацию и поэтапное восстановление аграрного производства на новой социальной, организационной и технической базе.
2.3. Финансово-кредитная политика и ее последствия
В странах с эффективной рыночной экономикой финансово-кредитная политика государства ориентируется на обеспечение доходов производителей сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности производства и его концентрацию в районах с наиболее благоприятными условиями. При этом применяются прямые и бюджетные выплаты в виде субсидий и дотаций, государственное финансирование различных программ, развитая система кредитования, обеспечивающая доступ к кредиту.
В России в ходе реформ финансово-кредитная политика постоянно меняется. Но в процессе этих изменений прослеживается устойчивая тенденция ухода государства из экономики. Это увеличивает влияние стихийных факторов, отрицательно сказывается на сельскохозяйственном производстве и усиливает проявление кризиса.
В дореформенный период сельское хозяйство Дальнего Востока значительную часть средств получало в виде надбавок к закупочным ценам. Они составляли 40% к себестоимости сельскохозяйственной продукции по региону, в основных сельскохозяйственных территориях 32-36%, а в северных 57-62%. Выплачивались надбавки из федерального бюджета.
В процессе реформ выплачиваются дотации на отдельные виды продукции и компенсации по отдельным видам ресурсов. Значение этих выплат постоянно снижается. Если в 1990 г. выплаты в себестоимости продукции составляли по Дальнему Востоку 40%, то в 1997 г. 13,6%, а в Амурской области лишь 9% (табл. 24).
|  
 Таблица 24  |  |||||
|   Отношение надбавок, дотаций, компенсаций к себестоимости сельскохозяйственной продукции, %  |  |||||
|  
 Территории  |    1990  |    1994  |    1995  |    1996  |    1997  |  
|  
 ДВ район  |    40  |    14,9  |    17,4  |    12,9  |    13,6  |  
|  
 Республика Саха  |    59  |    29,6  |    19,7  |    19  |    19,6  |  
|  
 Амурская область  |    36  |    7,1  |    12,7  |    7,7  |    9,0  |  
С 1994 г. выплата дотаций на продукцию животноводства была передана на бюджеты регионов, но из-за малой доходной части бюджетов выплаты сократились во всех территориях. Наиболее сильное их уменьшение произошло в основных сельскохозяйственных районах: в Амурской области удельный вес выплат сократился в 4 раза. В этих условиях не эффективность производства, а наличие средств в бюджете определяет уровень поддержки сельского хозяйства. Удельный вес выплат в республике Саха (Якутия) в 1,5 раза превышает средний по региону, в 2,2 раза - в Амурской области.
Под влиянием этих процессов произошло перераспределение дотаций в районы с наименее благоприятными условиями. В республике Саха (Якутия) выплачивается третья часть дотаций региона, при объеме ее валовой продукции 19%, а в Амурской области выплачивается дотаций 12% при удельном весе валовой продукции 22% (табл. 25).
|  
 Таблица 25  |  |||||
|   Распределение производства валовой продукции сельского хозяйства, дотаций и компенсаций по территориям Дальнего Востока, %  |  |||||
|  
 Территории  |    1990 г.  |    1994 г.  |    1995 г.  |    1996 г.  |    1997 г.  |  
|   Валовая продукция  |  |||||
|  
 Дальний Восток  |    100  |    100  |    100  |    100  |    100  |  
|  
 Республика Саха  |    10,7  |    19,7  |    18,8  |    18,1  |    19,3  |  
|  
 Амурская область  |    25,9  |    20,2  |    17,6  |    19,4  |    21,8  |  
|   Выплаты дотаций и компенсаций  |  |||||
|  
 Дальний Восток  |    100  |    100  |    100  |    100  |    100  |  
|  
 Республика Саха  |    18,1  |    44,1  |    24,7  |    34,0  |    33,1  |  
|  
 Амурская область  |    22,5  |    7,6  |    12,7  |    11,0  |    12,4  |