2.2. Изменение ценовой среды
Либерализация цен стала первым мероприятием реформы. Рост цен подавил спрос предприятий и населения, обесценил оборотные средства предприятий и сбережения населения, практически произошла их конфискация. На первом этапе реформ либерализация цен вызвала инфляцию. Рост инфляции стимулировался эмиссией денег для покрытия дефицита бюджета. То есть высокая инфляция в значительной мере была вызвана действиями правительства, а не объективными условиями.
В промышленности либеральные подходы выдерживались в течение длительного времени. Наиболее высокими темпами росли цены в топливно-энергетическом комплексе. Цены на мазут, бензин и дизельное топливо превысили уровень США еще в 1995 году. Высокий рост цен в топливно-энергетическом комплексе стимулировал их повышение в других отраслях. Однако в сельском хозяйстве цены росли значительно медленнее (табл. 20).
Если индексы цен лесного и топливного комплекса в Амурской области были близки, а в Республике Саха отличались в 1,8 раз, то в сельском хозяйстве индексы цен были ниже индексов топливного комплекса в 3,8-9,8 раз. Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию имеет общий характер, но отличается по территориям.
|  
 Таблица 20  |  ||||||
|   Индексы цен производителей (декабрь текущего к декабрю предыдущего года, раз)  |  ||||||
|  
 Вид производства, территория  |    1991  |    1992  |    1993  |    1994  |    1995  |    1995 в % к 1990  |  
|   Топливный комплекс  |  ||||||
|  
 Амурская область  |    0,8  |    127  |    1  |    21  |    2,7  |    5760  |  
|  
 Республике Саха  |    2,2  |    188,1  |    6,2  |    2,7  |    2,6  |    18011  |  
|   Лесной комплекс  |  ||||||
|  
 Амурская область  |    3,0  |    20  |    13,7  |    3,8  |    1,9  |    5934  |  
|  
 Республике Саха  |    3,7  |    18,3  |    12,5  |    4,1  |    2,8  |    2959  |  
|   Сельское хозяйство  |  ||||||
|  
 Амурская область  |    2  |    7,9  |    8,8  |    4  |    2,7  |    1501  |  
|  
 Республике Саха  |    1,6  |    6,9  |    14,4  |    4  |    2,9  |    1844  |  
На Дальнем Востоке диспаритет усиливается опережающим ростом транспортных тарифов. К концу 1997 г. общий индекс транспортных тарифов к 1990 г. составил для железнодорожного транспорта 22113, автомобильного 11993, морского 11525 и для авиационного 20000. В то же время индекс цен на промышленные товары составлял около 10000. Расходы по доставке в условиях Дальнего Востока часто превышают стоимость доставляемых ресурсов. Это вызывает опережающий рост отпускных цен для сельского хозяйства (табл. 21).
Наиболее либеральной политика цен была в 1992-1993 гг., что вызвало выход инфляции из под контроля. С 1994 г. проводятся антиинфляционные меры по усилению государственного регулирования цен на товары производственного назначения, поставляемые естественными монополиями. Устанавливались предельно допустимые уровни рентабельности в ценах товаров и услуг, соотношения роста цен на товары топливно-сырьевой группы и тарифов со средним индексом цен производителей в промышленности. Однако монопольное положение промышленных предприятий при сокращении производства и в этих условиях позволяло повышать цены на их продукцию.
|  
 Таблица 21  |  ||||
|   Индекс цен на отдельные виды промышленной продукции, потребляемой сельским хозяйством (Хабаровский край, 1990 г. = 1)  |  ||||
|  
 Виды продукции  |    1991  |    1994  |    1995  |    1997  |  
|  
 Трактор ДТ-75  |    1,93  |    2671  |    7359  |    19125  |  
|  
 Трактор МТЗ-80  |    1,86  |    4568  |    6086  |    14482  |  
|  
 Мин. удобрения  |    2,00  |    1352  |    5297  |    18750  |  
|  
 Дизельное топливо  |    2,25  |    6822  |    22970  |    26625  |  
|  
 Автобензин  |    1,53  |    4946  |    15491  |    19923  |  
В сельском хозяйстве до 1992 г. действовали государственные закупочные цены, по которым реализовывалось более 80% товарной сельскохозяйственной продукции. Государственные закупочные цены дифференцировались по зонам и группам хозяйств с помощью надбавок и обеспечивали рентабельность большинства сельскохозяйственных предприятий. В отраслях перерабатывающей промышленности применялись оптовые расчетные цены на сельскохозяйственное сырье, которые часто были ниже закупочных.