рефераты по менеджменту

Инфляция

Страница
2

Индекс потребительских (розничных) цен (consumer price index -CPI) рассчитывается для группы товаров и услуг, входящих в потреби­тельскую корзину среднего городского жителя (в США это 265 товаров и услуг по 85 городам страны). В общем виде его можно представить так:

Потребительская корзина в текущих ценах

ИПЦ = ————————————————————— х 100.

Потребительская корзина в ценах базового года

Под индексами цен, используемыми в роли дефляторов ВНП, пони­мается группа индексов, характеризующих изменение рыночных цен на важнейшие компоненты конечной продукции и услуг. Они отличаются от ИПЦ тем, что оценивают стоимость текущего объема производства в текущих ценах. Кроме того, дефлятор связан с товарами и услугами, которые его образуют, тогда как ИПЦ - лишь с теми, которые входят в потребительскую корзину. Он выглядит сле-дующим образом:

Объем производства текущего года в текущих ценах

Дефлятор ВНП = ————————————————————————

Объем производства текущего года в ценах базового года

Темп инфляции показывает, с какой скоростью она изменяется по отношению к предыдуще-му периоду времени, например, году, кварталу, месяцу. Измеряется эта скорость с помощью индекса цен, который определяет общий уровень цен по отношению к базовому.

Чтобы определить темп инфляции, необходимо вычесть ин­декс цен прошлого года (квартала, месяца) из индекса цен теку­щего года (квартала, месяца), затем разделить эту разность на ин-декс цен текущего года и полученный результат умножить на 100. Так, если в прошлом году индекс цен был равен 100, а в текущем году составляет 130, то темп инфляции будет равен примерно 15 %; (темп инфляции = (130 --110)/130 100 = 15,4)

Кроме этого параметра в экономике используется так называемое правило 70, с помощью

которого можно подсчитать, какое количество лет приблизительно потребуется для удвоения темпов инфляции. Для этого достаточно разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции. В нашем примере такое удвоение будет достигнуто через 4,7 года, если темп инфляции не из-менится. Идеальных статистических индикаторов пока не существует.

По темпу инфляция делится на виды; ползучая (умеренная), галопирующая и гиперинфляция. Ко­личественно оно не абсолютно. В каждой конкретной стране, в конкретный период оно может быть разным. Так, если диапазон ползучей инфляция в 70-е годы в США и Западной Европе оценивался от 3 до 10%, то в 80-е годы - в пределах 4-6% в год. В таких условиях сохраняется стоимость денег и поэтому для предпринимателей отсутствует риск заключения контрактов в текущих ценах.

В табл. 1 показаны темпы роста потребительских цен в промышленно развитых странах мира, динамика которых в последнее десятиле­тие укладывается в рамки умеренной инфляции.

Таблица 1 Рост потребительских цен (%)

Страна

Годы

 

1960-1972

1972-1980

1980-1985

1986

1988

1989

1990

1991

1992

США

2,9

8,8

6,8

2,0

4,0

4,8

5,4

4,2

3,0

Япония

5,7

9,9

3,6

0,5

0,7

2,3

3,1

3,3

2,1

Германия

3,1

5,0

4,2

-0,2

1,3

2,8

2,7

3,5

4,8

Великобритания

4,7

15,1

9,0

3,4

4,9

7,8

9,5

5,9

5,4

Италия

4,2

16,0

15,1

6,0

5,1

6,3

6,4

6,4

5,4

Составлено по: Фишер С. и др. Экономика. М.: Дело, 1993. С. 621; Сажина

М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. М.: Экономика, 1995. С. 243.

Второй вид - галопирующая инфляция. При ней цены начинают удваиваться, утраиваться ежегодно (рост цен составляет 20-200% в год). Эта инфляция вызывает беспокойство населения и предпринимателей, приводит к стремлению избавиться от денег путем, покупки товаров и недвижимости с целью сохранения реальной стоимости активов. Она заставляет банки отказывать в предоставлении ссуды с фиксированным процентом, а предпринимателей - не заключать контракты на основе индексации.

Этот вид инфляции можно проиллюстрировать с помощью показате­лей динамики цен в странах Восточной Европы, которые приведены в табл. 2.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту