рефераты по менеджменту

Инфляция

Страница
5

Потребители и производители, сталкиваясь с длительным ростом цен, теряют надежду на их снижение и начинают менять стратегию в отно­шении товарных запасов и инвестиций. Первые

вносят коррективы в масштаб и структуру потребления (увеличивают закупки тех товаров, це-ны на которые имеют тенденцию к наибольшему росту). Вследствие этого изменяется соотно-шение между сберегаемой, потребляемой и инвестиционной частями дохода, нагнета­ется теку-щий спрос, провоцируется повторное подорожание товаров и услуг. Вызванный этим дефицит сбережений значительно снижает объ­ем кредитных ресурсов, что препятствует росту капита-ловжений, производства и предложения. В итоге, под воздействием инфляционных ожиданий в экономике сочетаются медленный рост предложения и быстрое увеличение текущего спроса.

Складывается механизм, который увеличивает цены. Суть инфляции спроса объясняется одной

фразой: “Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров”.

Инфляцию спроса можно проиллюстрировать. Этот тип соответствует таким ситуациям, ког-да спрос на товары и услуги не может быть удовлетворен в результате предложения как в об-щем плане, так и на уровне отраслей. По существу инфляция спроса означает нарушение рав-новесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса (рис. 1).

Рис. 1. Инфляция спроса

Сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 >АD2 ведет к рос­ту цен, с P1 >P2 и увеличению ВНП с Q1 >Q2, если экономика находится на промежуточном или классическом отрезке кривой совокупного предложения. При обратном смещении кривой совокупного спроса проис-ходит так называемый эффект храповика. Суть его заключается в том, что цены легко повы-шаются, но не сразу падают при уменьшении совокупного спроса, это приводит к снижению ВНП с Q2 >Q3. Поэтому рост совокупного спроса в краткосрочном периоде повышает уровень цен, а его снижение не всегда и не сразу вызывает соответствующее падение цен. Это осложняет макроэкономические прогнозы при падении совокупного спроса. Следует отметить, что инфляционные ожидания формируются на микроуровне, под воздействием конкретных событий на рынках товаров и услуг. Это снижает эффективность макроэкономических мето-дов борьбы с инфляцией и требует изменения общеэкономической ситуации в стране.

Основные причины избытка совокупного спроса могут быть связаны с повышением:

-государственных расходов, с помощью которых финансируются рас­пределение доходов (зарп-

лата), или инвестиции (госзаказы, например военные);

-частных расходов на потребление в результате использования сбере­жений;

-частных расходов на инвестирование, которое финансируется за счет банковского кредита;

-доходов, вызванных положительным сальдо платежного баланса.

Однако инфляционное давление во всех этих случаях будет происхо­дить, если предложение потребительских товаров и услуг недостаточно по отношению к спросу. Дефицит предложе-ния, в свою очередь, может проистекать из-за: отсутствия свободных производственных мощ-ностей; нехватки запасов в торговле; дефицита, связанного с непредвиденными факторами; невозможности прибегнуть к импорту вследствие отсутствия валюты для его финансирования.

Особенно предрасположена к инфляции спроса экономика, отли­чающаяся чрезмерным исполь-зованием наличных производственных ресурсов, в частности та, в которой поддерживается полная занятость или почти отсутствует безработица. В ней любой скачок спроса обора­чивает-ся длительным ростом цен.

В основе еще одного механизма открытой инфляции - инфляции издержек, лежит взаимо-связь издержек и цен. Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции - средние издержки при данном объеме производства, также издержки можно получить, разделив общие затраты на ресурсы на количество произведенной продукции:

общие затраты

Издержки на единицу продукции = --------------------------------------------------

количество единиц продукции

Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен, в результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение пред-ложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивают цены.

Рост последних рас­сматривается как результат совместных действий государства, профсоюзов и предпринимателей. Государство, увеличивая налогообложение предприятий, повышая про-центные ставки или индексируя доходы занятых, тем самым утяжеляет себестоимость, а следо-вательно, и цену про­дукции.

Профсоюзы, стремясь повысить уровень заработной платы трудя­щихся (их долю в реальном совокупном доходе), зачастую дают мощный импульс раскручиванию спирали "зарплата - цены" (инфляционной спирали). Она возникает тогда, когда увеличение зарплаты опережает рост производительности труда, т.е. является проявлением исключи­тельно институционализированного давления организованных трудящих­ся. С другой стороны, раскручивание спирали подерживают предпри­ятия, которые могут закладывать возросшие издержки в цены.

Поэтому найти виновника, установить, кто же (профсоюзы или предприятия) дают толчок инф-ляции издержек, весьма трудно. Легче обеим сторонам договориться об уровне цен и зарплаты.

Значительное влияние на раскручивание инфляции издержек оказы­вает рост цен на продукцию и услуги монополистов, а также ценовая политика в базовых отраслях. В технологически свя-занных отраслях этот процесс выглядит следующим образом. Продавец продукции, находящийся в начале технологической цепочки, калькулирует свои факти­ческие издержки и "наки-дывает" на них предполагаемую прибыль. За­тем полученный промежуточный результат он увеличивает в соответст­вии с ожидаемым (на момент получения денег за свою продукцию) при помощи индекса роста цен. Это образует его цену предложения. Если продавец является моно-полистом, он имеет полную возможность навя­зать эту завышенную цену покупателю. Последний к своим уже изначально завышенным (в силу того, что он является следующим звеном цепочки) издержкам добавляет величину приемлемой для него рентабельности и индекс ожидаемого роста цен. Эта накрутка происходит столько раз, сколько стадий передела (участников) содержит технологический процесс.

В итоге получается возрастающий прирост издержек по технологи­ческим цепочкам, самораск-ручивающаяся спираль затрат, которая к тому же замкнута, поскольку последний участник цепочки является поставщиком продукции для первого. Поэтому повышение цен в одном из звеньев технологической цепочки автоматически ведет к их росту на всех стадиях передела продукции и неизбежно возвращается к инициа­тору взвинчивания цен.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту