рефераты по менеджменту

Анализ хозяйственной деятельности

Страница
24

http://www.cfin.ru/finanalysis/grisheko/images/Image531.gif

Рис.14. Схема факторного анализа прибыли

7.2 Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности

Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной (табл.26)

Таблица 26 – Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от продаж

Показатель

Условия расчета

объем реализации

структура товарной продукции

цена

себестоимость

Порядок расчета

Сумма прибыли, тыс. руб.

План

План

План

План

План

http://www.cfin.ru/finanalysis/grisheko/images/Image532.gif

 

Усл1

Факт

План

План

План

http://www.cfin.ru/finanalysis/grisheko/images/Image533.gif

 

Усл2

Факт

Факт

План

План

http://www.cfin.ru/finanalysis/grisheko/images/Image534.gif

 

Усл3

Факт

Факт

Факт

План

http://www.cfin.ru/finanalysis/grisheko/images/Image535.gif

 

Факт

Факт

Факт

Факт

Факт

http://www.cfin.ru/finanalysis/grisheko/images/Image536.gif

 

Изменение суммы прибыли за счет:

объема реализации продукции http://www.cfin.ru/finanalysis/grisheko/images/Image537.gif

структуры товарной продукции http://www.cfin.ru/finanalysis/grisheko/images/Image538.gif

средних цен реализации http://www.cfin.ru/finanalysis/grisheko/images/Image539.gif

себестоимости реализуемой продукции http://www.cfin.ru/finanalysis/grisheko/images/Image540.gif

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:

http://www.cfin.ru/finanalysis/grisheko/images/Image541.gif.

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

http://www.cfin.ru/finanalysis/grisheko/images/Image542.gif.

Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж продукции в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель

http://www.cfin.ru/finanalysis/grisheko/images/Image543.gif

где Riпл – плановая рентабельность i-х видов продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции).

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Зедi) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид

http://www.cfin.ru/finanalysis/grisheko/images/Image544.gif

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35 

© 2010-2020 рефераты по менеджменту