рефераты по менеджменту

Экономическая сущность и эффективные пути использования франчайзинга в современной России

Страница
6

Первым примером франчайзинга в США можно считать законодательное предоставление прав частному бизнесу в таких сферах, как железные дороги и банки. Полученное от правительства исключительное право давало стимул частному бизнесу вкладывать значительные капиталы в развитие этих предприятий, хотя в данном случае и сохранялся определенный государственный контроль за работой железных дорог и банков. При этом предоставлялись определенные привилегии тем, кто мог обеспечить требуемые услуги. Например, передача права на землепользование лицу, которое обеспечит снабжение армии, или передача полномочий определенному лицу на сбор налога от имени правительства. Таким образом, частный бизнес на этом позволил относительно быстро и качественно развивать предприятия разных сфер услуг без привлечения государственных средств.[6]

Еще более интересные примеры использования франчайзинга частным бизнесом были в 50-х годах XIX столетия, когда в США были предоставлены исключительные права изготовителям. В 1851 году ряд крупных предприятий, например, компания Зингер, франчайзируют право на продажу своих изделий (швейных машин) по всей территории США. Поскольку денег у компании для найма продавцов не было, молодой Зингер придумал систему, когда независимые продавцы (дилеры) могли получить право на продажу швейных машин на определенной территории. Дилеры платили 60 долларов за машину, а продавали за 125 долларов. В течение нескольких лет сотни дилеров стали богатыми людьми.

Инициатором производства безалкогольных напитков в системе франчайзинга стала "Соса-Со1а" (1886). Затем ее примеру последовали "Pepsi", "Dr.Реррег" и "Royal Crown".[7] В данном случае, независимому предприятию передается патентованный сироп или концентрат, либо право на производство фирменного напитка и его сбыт на определенной территории.

Одна из первых успешных франчайзинговых систем была применена компанией General Motors. В 1898 году молодая компания, не имеющая достаточно наличного капитала, необходимого для открытия магазинов, начала продажу паровых двигателей и автомобилей через систему франчайзинга. Оптовый продавец приобретал право продавать продукцию только этой фирмы на определенной территории. Ему гарантировались постоянные поставки продукции и защита от сторонних конкурентов. Франчайзер не имел права предоставлять другим лицам комплекс исключительных прав для их использования на закрепленной за франчайзи территорией, а также должен был воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой же территории. Франчайзи, в свою очередь, не имел права реализовывать продукцию конкурентов, должен был вкладывать в дело часть своих средств, а также поддерживать репутацию компании и высокий уровень обслуживания. Эта система по сей день остается основным способом продажи автомобилей.

В начале века систему франчайзинга использовали производители для расширения рынка сбыта.

В 20-х годах в США идея франчайзинга как формы ведения бизнеса сместилась в сторону отношений "оптовик-розничный продавец". Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость. В Великобритании этот тип франчайзинга применялся Спар (Sраr) и бакалейными магазинами ВГ (VG grocery stores).[8]

С 1930 года в США после кризиса в экономике нефтеперерабатывающие компании перешли на систему управления своими заправочными станциями как франчайзинговыми единицами. Сдавая в аренду бензоколонки, франчайзеры, нефтеперерабатывающие компании, получали ренту и имели возможность популяризировать имидж компании, в то время как франчайзи могли устанавливать цены в соответствии с местными условиями. В результате значительно вырос уровень продаж машинного топлива и, соответственно, увеличилась прибыль.

С 50-х годов прошлого столетия во многих странах особенно быстро начала развиваться франчайзинговая система создания отелей, ресторанов, прачечных, химчисток, бакалейных магазинов и.т.д.

Необходимо отметить, что развитие франчайзинга в Западных странах происходило на фоне организационно-правового закрепления договорных норм, а также таких аспектов как налогообложение, кредитование, антимонопольное законодательство и защита интеллектуальной собственности.

В США регулирование франчайзинговых отношений является самостоятельной частью государственной экономической политики. Проблемами франчайзинга занимаются несколько организаций, в том числе Администрация малого бизнеса и Федеральная торговая комиссия. В 1956 году в Федеральном законодательстве появился Закон об антимонопольных дилерах, работающих в системе франчайзинга, а с 1960 года принимается ряд новых законов о франчайзинге.

В 60-70-х годах прошлого века в Соединенных Штатах разразилась франчайзинговая революция, открыв франчайзингу путь к семидесяти областям бизнеса: от авторемонта и пекарен-кондитерских до картинных галерей и оздоровительных центров для похудания. Впереди был феномен "Баскин-Роббинса" и "МакДоналдс", перенявшего секрет успеха у мороженщиков.

Необходимо отметить, что официальные документы, регулирующие франчайзинговую деятельность в таких странах как Великобритания, Франция, Италия, Канада, в которых франчайзинг оказал определенное стимулирующее воздействие на развитие экономики в целом, тоже во многом повторяют американские варианты.

В целях повышения эффективности деятельности франчайзинговых организаций в некоторых странах создаются союзы, ассоциации. Например, в Великобритании в 1977 г. была организована Британская франчайзинговая ассоциация (БФА), основные задачи которой – стимулирование развития франчайзинга в стране, а также установление определенных этических норм правил во франчайзинговой деятельности. БФА обобщает опыт франчайзинга, работает над усовершенствованием его концепции и идеологии. Ассоциация готовит и распространяет необходимую информацию, обучающие программы в этой области, организует выставки, семинары, проводит консультационные встречи. БФА разработало такие основополагающие документы для франчайзинговой деятельности, как Кодекс чести и Требования к членам Британской франчайзинговой ассоциации.

В Великобритании в 1986 г. была также создана Ассоциация франчайзинговых консультантов (АФК), члены которой информирую желающих заняться франчайзингом, помогают подобрать личшие методы создания и организации франчайзингового предприятия. АФК выдает лицензии и регистрирует в качестве консультантов специалистов, обладающих необходимой квалификацией.

Созданы Ассоциации франчайзинга в Бельгии, Голландии, Франции, Германии, Италии и многих других странах. В 1960 г. Была основана Международная ассоциация франчайзинга, объединяющая более 350 франчайзинговых организаций, действующих по всему миру.

Вплоть до 1970-х годов франчайзинг рассматривался как эффективный метод распределения продукции и услуг. Франчайзер (оптовый продавец) давал возможность франчайзи (розничные торговые организации) получать выгоду от скидок, использовать товарный знак, при этом франчайзи сохранял свою независимость. Покупатель же воспринимал франчайзи как продавца товара известного качества. Более того, такие взаимоотношения в бизнесе выгодны для франчайзи тем, что позволяли ему занимать лучшие места в торговых рядах.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26 

© 2010-2019 рефераты по менеджменту