рефераты по менеджменту

Экономическая сущность и эффективные пути использования франчайзинга в современной России

Страница
21

3. Произошло изменение макроэкономических условий в экономике и связанного с этим изменением поведения отечественного потребителя. Изменилась насыщенность рынка товарами. Сейчас на рынке существует множество торговых марок, и конкуренция между ними создает объективную основу для развития франчайзинга.

4. Формирование инфраструктуры, поддерживающей франчайзинг (приложения 5 и 6). В этом аспекте особо следует отметить образованную в 1996 г. Российскую ассоциацию развития франчайзинга (РАРФ), в настоящее время имеющую более 40 региональных отделений, а также Ассоциацию Франчайзинга (РАФ). Основная задача ассоциаций – создание благоприятной информационной и законодательной среды для успешного функционирования предприятий по системе франчайзинга.

Таким образом, для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия:

1. Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты. Этими изменениями необходимо достичь следующих целей:

· Создание условий для реальной конкуренции франчайзинговых систем с традиционно сложившимися механизмами реализации товаров.

· Обеспечение удобства применения законодательных актов для участников франчайзинговой системы.

· Создание прозрачности франчайзинговой системы и ее элементов для контролирующих органов.

Все три цели тесно связаны между собой. Для реализации поставленных целей необходимо создать систему законодательных актов, в которую должны входить:

· Гражданский кодекс Российской Федерации, содержащий основные положения, регулирующие использование франчайзинга в России;

· Федеральный закон РФ "О франчайзинге в Российской Федерации";

· законы, регулирующие права на интеллектуальную собственность и ответственность за ее нарушения;

В этой системе необходимо разработать и принять новый закон о франчайзинге, а в остальные нормативные акты внести изменения.

В Гражданский кодекс РФ необходимо:

· ввести понятие и определение франчайзинга;

· сформировать основные понятия и их типологию, такие как товар, объект франчайзинга и субъекты франчайзинга (франчайзер и франчайзи);

· определить типологию видов франчайзинга и особенности их использования;

· ввести понятие франшизы (договор франчайзинга).

Все эти изменения должны приблизить как законодательство, так и терминологию франчайзинга к мировой практике, что особенно важно для создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала.

Федеральный закон РФ "О франчайзинге в Российской Федерации" должен развить основные положения ГК РФ и включать:

· основные понятия и определения (дефиниции), в том числе определение франчайзинга, которое должно совпасть по своему смыслу и содержанию с аналогичным понятием франчайзинга на Западе, типологию основных понятий франчайзинга;

· понятие роялти (в настоящее время существует в ФЗ РФ "О соглашениях о разделе продукции", но в усеченном и недостаточном для работы системы виде), франчайзинговых (паушальных) платежей, характеристик рекламного фонда (минимальный процент, условия взносов и так далее) и других специфичных понятий;

· отдельно по разделам закона охарактеризовать особенности работы по каждому виду франчайзинга;

· порядок уступок товарных знаков, лицензий, авторских прав, патентов, ноу-хау (понятие ноу-хау на основе ГК РФ можно, наверное, расширить);

· приложения в виде перечня документов, подробно фиксирующих все необходимые действия при создании франчайзинговой системы, включающих образцы договоров и перечень документов (по максимуму), применяемых при различных видах франчайзинга.

В результате у предпринимателей будет достаточный нормативный материал для заключения договоров, где они в зависимости от выбранной схемы работы будут применять те или иные нормативные документы и подбирать образцы договоров.

В нормативных актах, регулирующих право интеллектуальной собственности и ответственность за ее нарушение, обязательно должны учитываться франчайзинговые схемы, что в настоящее время просто отсутствует.

2. Необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга.

3. Очень важно создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы. Это обусловлено тремя причинами:

· практическим отсутствием в России широко известных торговых марок и брендов, привлекающих потенциального потребителя. Формирование подобных брендов требует больших затрат, что снижает эффективность франчайзинговых систем;

· увеличенными издержками франчайзи, для которых очень значительными являются и роялти, и паушальные платежи, а также отчисления в централизованный рекламный фонд;

· обязательность соответствия внешних форм и принципов работы (униформа, интерьеры и т.д.).

Эти затраты, особенно в период раскрутки отечественных торговых марок, не позволят франчайзинговым системам конкурировать с традиционными системами производства и сбыта товаров. Через несколько лет работы по франчайзинговым схемам качественные и узнаваемые российские товары, вероятно, безболезненно смогут преодолевать эти издержки.

4. Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета.

5. Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России. Создание такой образовательной системы необходимо для расширения подготовки отечественных предпринимателей в области франчайзинга. Эта система должна иметь два направления:

· широкое, обеспечивающее пропаганду франчайзинга как экономического инструмента;

· узкое, обеспечивающее целевое консультирование субъектов франчайзинговых систем (франчайзера и франчайзи) по конкретным экономическим проблемам франчайзинга.

Эти два направления должны дополнять друг друга.

Широкое образовательное направление в области франчайзинга можно построить на системе учебных центров, расположенных по всей территории России и предназначенных как для потенциальных франчайзеров, так и для потенциальных франчайзи. Для более глубокой и широкой подготовки предпринимателей в области франчайзинга имеет смысл включить в вузовские учебные планы отдельные учебные предметы и разделы по франчайзингу.

Узкое направление связано с развитием управленческого консультирования по проблемам франчайзинга. Это консультирование должно охватывать не только общие проблемы франчайзинга, но и отдельные разделы. Особенно важны: правовые аспекты франчайзинга; взаимодействие франчайзера и франчайзи; организация бухгалтерского учета; подбор и управление персонала.

Это направление можно рассматривать как образовательное с определенной натяжкой - это управленческое консультирование (бизнес-консалтинг), который должен дополнять образовательное направление.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26 

© 2010-2019 рефераты по менеджменту