рефераты по менеджменту

Управление инновациями

Страница
4

Таблица 1.2

Внутренние текущие затраты на исследования и разработки по видам работ, млн. руб. (до 1998 г. – млрд. руб.)

Год

Всего

В том числе по видам работ

Фундаментальные исследования

Прикладные исследования

Разработки

сумма

удельный вес, %

сумма

удельный вес, %

сумма

удельный вес, %

1997

4996,9

842,0

16,8

1021,9

20,5

3133,0

62,7

1998

11672,1

1829,9

15,7

2118,1

18,1

7724,0

66,2

1999

18641,6

2952,5

15,8

3020,3

16,2

12668,8

68,0

2000

23541,9

4174,3

17,7

3958,5

16,8

15409,1

65,5

2001

24372,9

3918,6

16,1

4115,0

16,9

16339,3

67,0

2002

46412,1

6594,6

14,2

8096,4

17,4

31721,1

68,4

2003

73873,3

9875,7

13,4

12117,5

16,4

51880,2

70,2

2004

100507,4

13940,8

13,9

16506,1

16,4

70060,5

69,7

Как видно из таблицы, общая сумма внутренних текущих зат­рат на исследования и разработки за период 1997 - 2004 гг. последовательно возрастала. Вместе с тем менялась структура затрат по видам работ. Так, удельный вес затрат на фундаментальные исследования снизился за этот период с 16,8 до 13,9%. Снизился и удельный вес затрат на прикладные исследования - с 20,5 до 16,4%. В то же время предприятия и организации увеличили на 7% долю затрат на разработки (с 62,7 до 69,7%). Это свидетельствует о понижении интереса к исследованиям как фундаментального, так и прикладного характера. Все большее внимание уделяется непосредственно разработкам новой продукции.

Необходимо учесть тот факт, что применительно к вновь учреждаемому инновационному бизнесу абсолютное большинство перечисленных источников финансирования в создании новых продуктовых линий использовать практически весьма затруднительно по следующим причинам:

1. Самофинансирование отпадает уже потому, что инновационный бизнес чаще всего представляет собой вновь начинаемое предприятие, просто не имеющее соответствующих фондов. Начальный же уставный капитал не может быть серьезным источником финансирования, так как его необходимо все время поддерживать, иначе предприятие должно быть ликвидировано. Совсем другое дело, если вновь организуемое для освоения новшества предприятие учреждается крупной фирмой, которая способна вложить в уставный капитал дочернего предприятия значительные денежные активы в виде необходимого новому предприятию оборудования, недвижимости, прав собственности и т.п.

2. Если рассматривать привлеченные и заемные средства, то слишком велики технические риски разработки и освоения выпуска новшества фирмы, а также коммерческие риски освоения продаж, поэтому обычных кредиторов и инвесторов все это попросту отпугивает.

3. Сказывается недостаточная имущественная база (имущественное обеспечение) вновь организуемой фирмы, не успевшей еще заработать прибылей, которые капитализированы в соответствующие активы, превышающие уставный капитал предприятия.

4. По отношению к сравнительно некапиталоемким новшествам есть еще одно обстоятельство, которое практически исключает использование заемных и привлеченных средств, а также фондов самофинансирования, если они еще не накоплены в необходимом размере. Дело в том, что подобные новшества (особенно когда речь идет о выходе на рынок в порядке присоединения к имеющим коммерческий успех «пионерам» нового продукта, выявившего свою повышенную рентабельность) требуют как можно более быстрой своей реализации. Иначе свободный рынок будет занят конкурентами. В этих ситуациях нет времени на накопление достаточных фондов развития и резервных фондов из собственной прибыли. Поиск заемных средств на обычных условиях (имея в виду наличное имущественное обеспечение ссуд в виде конкретных и, как правило, специфических, т.е. недостаточно ликвидных и устраивающих только немногих кредиторов, активов, располагаемых данным предприятием) также, наверное, займет слишком много времени, не говоря уже о размещении дополнительно выпускаемых акций либо привлечения соучредителей.

Резерв времени для освоения новшества с использованием стандартных источников его финансирования, как и сам объем прогнозируемого на новый продукт платежеспособного спроса должен выявляться по результатам специально проводимых маркетинговых исследований. Эти исследования (так называемый инновационный маркетинг) имеют значительную специфику, если рассматриваемый продукт, будучи новшеством для рынка, еще не достаточно известен потребителям (особенно в случае, когда даже в пробном порядке — через выставки, публичные испытания — не прошел предварительного размещения на рынке). Они опираются не столько на «лобовые» опросы по поводу цены и соответствующего ей вероятного объема покупок, сколько на основательную аналитическую обработку ответов потенциальных покупателей на вопросы, которые касаются особым образом синтезируемых показателей технико-экономического уровня новшества и предпочтений участников целевых сегментов его рынка по поводу уровня этих показателей и способов распределения бюджета вероятных покупателей.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту