рефераты по менеджменту

Пути повышения качества на предприятии

Страница
2

Современная рыночная экономика предъявляет высокие требования к качеству продукции, а острая конкурентная борьба обуславливает во всех странах мира необходимость подтверждения своей способности выпускать продукцию стабильного качества.

Решению проблемы повышения качества и конкурентоспособности продукции, повышению профессионального мастерства специалистов будут способствовать такие мероприятия, как конкурс "100 лучших товаров Республики Беларусь" и "100 лучших товаров союзного государства России и Беларуси", проведение региональных и отраслевых конкурсов в области качества, конкурсов профессионального мастерства на звание "Лучший по профессии", активное участие отечественной продукции в выставках, ярмарках, смотрах конкурсах, в том числе международных, с целью рекламы отечественной продукции и увеличения объема экспорта.

Повышению конкурентоспособности отечественной продукции и снятию технических барьеров при поставке на экспорт отечественной продукции способствует работа по подписанию соглашений о взаимном признании сертификатов как на двухсторонней, так и на многосторонней основе. Подписаны и действуют соглашения о взаимном признании сертификатов со всеми странами СНГ. На двухсторонней основе заключены соглашения с Литвой, Латвией, Польшей, Словакией, Турцией, Китаем.

Сегодня, когда экономика Республики Беларусь находится в сложных условиях, качество и конкурентоспособность продукции на внешнем и внутреннем рынке становится серьезной проблемой, от решения которой в значительной степени зависит судьба страны, ее место в мировом сообществе. Решение проблемы качества - это эффективный путь обеспечения будущего развития нашей республики, важнейшая задача государства.

Понятие и показатели качества продукции

Качество продукции – это совокупность потребительских свойств и характеристик товара, обусловливающий его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.

Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе. Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций уменьшению объема продаж, прибыли и рентабельности, снижению экспорта, национального богатства и благосостояния народа [5, c.208]. Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции.

Показатели качества продукции – это качественная оценка одного или нескольких свойств продукции. Основные показатели качества продукции отражены в стандартах международных, национальных, отраслевых, стандартах предприятий и технических условиях [5, c.211].

Уровень качества продукции - относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. Данный показатель определяется по формуле (1.1):

Для оценки качества продукции используется система показателей, которая включает следующие группы:

1.Обобщающие, характеризующие общий уровень качества продукции: объем и долю прогрессивных видов изделий в общей выпуске, сортность (марочность) продукции (в легкой отрасли промышленности), экономический эффект и дополнительные затраты, связанные с улучшением качества [6, c.11].

2.Комплексные, характеризующие несколько свойств изделий, включая затраты, связанные с разработкой, производством и эксплуатацией. В каждой отрасли промышленности применяются свои специфические комплексные показатели. Например, в подшипниковой промышленности может быть показатель, отражающий срок службы подшипников (в часах) и себестоимость их изготовления или цену ( в рублях), данный показатель рассчитывается по формуле (1.2.)

Комплексный показатель качества, например, электродвигателя, определяется отношением количества полезной механической энергии, выработанной двигателем за весь срок службы к суммарным затратам на производство и эксплуатацию двигателя [6, c.16].

3. Единичные, характеризующие одно из свойств продукции. Они подразделяются на следующие показатели: показатели назначения, показатели надежности и долговечности, показатели технологичности изделия, показатели эргометрические, показатели эстетические, показатели стандартизации и унификации, показатели патентно-правовые, показатели транспортабельности продукции к перевозкам, показатели экономические, показатели экологические, показатели безопасности.

Рыночная экономика предъявляет особые требования к качеству выпускаемой продукции, так как оно обеспечивает ее конкурентоспособность [7, c.112].

Управление качеством продукции предполагает работу по следующим направлениям:

а) разработка плана повышения качества, новых требований к качеству продукции;

б) оценка соответствия свойств изготовляемой продукции требованиям;

в) при необходимости принятие мер воздействия на процесс создания ценности (качества);

г) изучение условий эксплуатации, потребления продукции с целью определения направлений дальнейшего повышения качества продукции.

д) управление качеством предполагает регулирование свойств продукции:

технико-экономических, социально-экономических.

Важнейшей задачей управления качеством продукции и услуг является обеспечение оптимального уровня качества через определение экономического эффекта от его повышения как на стадии производства и реализации, так и на стадии потребления и эксплуатации.

Главное в управлении качеством не контроль, а бездефектная работа. Основные идеи такого подхода состоит в том, чтобы все усилия процессе производства и их сборки. Непроизводительная работа по проверке качества и устранению выпуска новых деталей взамен бракованных отвлекает от 15 до 40% производственных мощностей предприятия. Причем затраты на эти работы составляют от 20 до 40% на каждую условную единицу продаж [8, c.608].

Одним из подходов, который дает возможность решать эти проблемы, является разработанная система организации производства, получившая название «точно вовремя». Все материалы и детали должны подаваться потребителям по соответствующим запросам в определенное время.

В настоящее время не только японские компании с успехом применяют эту систему, но и европейские и американские («Моторола», «Интел»).

В традиционной системе управления препятствием является действующая на многих предприятиях система бухгалтерского учета. Эти системы фиксируют все издержки и потери, которые уже произошли, но не учитывают тех средств, которые были сэкономлены. Или предотвращенных убытков. То есть повышение эффективности не стимулируется [8, c.611].

Для того чтобы решить эту проблему, передовые компании разрабатывают свои собственные критерии оценки эффективности работы в области качества. Например, можно использовать следующие три показателя:

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту