рефераты по менеджменту

Аксиологические проблемы управленческой деятельности работника образования в условиях модернизации образования в Украине

Страница
7

Культурно работать - это значит уметь правильно расставить кадры на решающих звеньях, работать творчески, с перспективой, всегда видеть конечную цель и выбирать наиболее рациональные методы ее достижения. А для этого надо постоянно учиться, настойчиво овладевать научными принципами управления, умело руководствоваться ими в своей управленческой деятельности.

Культура управления школой, отмечал профессор Ю.А. Конаржевський - это выполнение администрацией совокупности требований, предъявляемых к процессу управления, обусловленных нормами морали, этики, эстетики, права, принципами организации и технологии управления [57, 59].

Попытаемся дать краткую характеристику тем из них, которые соответствуют более общему понятию "педагогическая" или "профессиональная", культура и требования которых должны распространяться на каждого руководителя школы.

Во-первых, общая, или, как принято говорить, общечеловеческая культура (порядок рассмотрения компонентов не означает и приоритет предыдущих пал следующим). Под общей культурой понимают наиболее простую форму "культурности", когда; человечный получила определенное образование, усвоил некоторые правила этикета и достигла соответствующего и уровень в пользовании ими. Безусловно, для руководителя современной школы этого уровня явно недостаточно. Он должен быть носителем высокой общечеловеческой культуры, которая определяется, прежде всего, настоящим интеллектуальностью и высокой духовностью. Носитель этой культуры должен иметь высокую нравственность, широкий кругозор, глубокую эрудицию, настоящие понятия о чести, совести, общественное мужество, уметь владеть собой в любой, даже экстремальной ситуации [36, 109].

Безусловно, такой человек, а тем более руководитель, не может быть автократом, только администратором; ей совершенно не свойственные диктат, окрик, высокомерие и другие качества, характерные для отжившей командно-бюрократической системы.

Как ни парадоксально, но даже в условиях научно-технической революции, когда непомерно возрастает роль человеческого интеллекта, вопросы образования и культуры постоянно отодвигались на второй план. Так возник тот пресловутый "остаточный" принцип финансирования, который, по сути, и привел эти отрасли до кризисного состояния. Недавно введены курсы основ эстетики, этики, основ экономических знаний и семейной жизни отнюдь не решили всех вопросов, связанных с культурным становлением личности школьника, поскольку не охватывают всех проблем этой широкой сферы человеческих отношений.

Культура общения. Сегодня эти слова звучат на разных уровнях, их повторяют не только педагоги, для которых этот аспект является обязательным атрибутом их профессии, но и философы, социологи, экономисты, руководители предприятий и представители управленческой науки. И это не случайно, поскольку новейшие социологические исследования показывают, что плохое настроение не только отрицательно сказывается на работоспособности человека, но и значительно снижает производительность его труда.

Культура общения невозможна также без высокой культуры речи руководителя, безупречного знания украинского языка. Язык является важной формой человеческого общения, и мы не должны забывать об этом в своей практической деятельности. Огромную роль живого слова учителя неоднократно подчеркивал выдающийся украинский педагог А.С. Макаренко, который считал слово важным инструментом педагогической техники. Без овладения этой техникой сегодня не может быть настоящего руководителя.

Среди разнообразия черт и факторов, которыми характеризуется всесторонне и гармонично развитая личность, важное значение, особенно для руководителя, имеет эстетическое, или художественная, культура [50, 127]. Эстетическое воспитание, как и культура вообще, не следует отождествлять с полученным образованием: можно быть образованным, но невоспитанным человеком, ибо воспитанность и образованность - это совершенно разные понятия. Воспитанность проявляется в действиях и поступках человека, она свидетельствует о его нравственности, о том, что знание не только усвоены, но и стали внутренними убеждениями, вошли в привычку, стали, как говорят, "второй натурой".

Первостепенное место в эстетическом воспитании занимает формирование культуры чувств человека, оно должно проводиться путем эмоционального воздействия и способствовать формированию навыков и привычек высокой нравственности и поведения.

Таким образом, эстетическая культура - это неотъемлемая часть общей культуры руководителя, закономерное выражение его интеллекта, образованности и воспитанности. Развивать эту культуру, постоянно воспитывать в себе эстетические вкусы и взгляды на окружающую действительность и процессы, происходящие в ней, не просто пожелание, а обязательное требование к современному руководителю.

Только такой руководитель сможет по настоящему оценить роль художественных основ в деятельности своего коллектива, включая оформление рабочих мест с учетом требований дизайна, интерьера, освещения, цвета и даже музыкального сопровождения. Ведь специальные исследования показывают, что все эти условия в значительной степени повышают производительность труда, сохраняют работоспособность и здоровье работников.

Очень важным аспектом профессиональной пригодности любого руководителя, в том числе и директора школы, является правовая культура, знание им юридических основ управления. Прежде всего не касается трудового законодательства, соответствующих нормативных документов, регулирующих труд учителя и других работников школы, умение в каждом отдельном случае выбрать из Кодекса законов наиболее эффективное средство для воздействия на подчиненных. Правовые нормы охватывают чрезвычайно и широкий круг управленческих решений руководителя, начиная с трудоустройства и заканчивая увольнением того или иного сотрудника с должности, которую тот занимает. И в каждом отдельном случае, прежде чем принять соответствующее решение, следует глубоко проанализировать ситуацию. Очень часто, пренебрегая этим требованием, руководители школ, будучи неграмотными в юридическом плане, допускают серьезные ошибки при оформлении приказов, распоряжений или других правовых документов. Как результат этого возникают нежелательные, экстремальные условия, что часто приводит к дестабилизации обстановки, нарушения нормального психологического климата и соответствующей атмосферы в коллективе [66, 61].

Таким образом, особенно возрастает значение правовой культуры руководителя учебного заведения, его умение устанавливать и поддерживать необходимые взаимоотношения с подчиненными.

В этих положений хотелось бы добавить, что общая культура руководителя учебного заведения включает еще и понятие педагогической культуры, от которого произошло понятие "методическая культура"; национальной (этнической) культуры; коммуникативной (общение и речь) культуры. Для определения уровня общей личностной культуры руководителя ОУЗ, методической культуры и коммуникативной культуры мы разработали памятки, с помощью которых можно определить уровень компетенции человека, который предлагается на должность руководителя учебного заведения или руководителя, который уже работает на этой должности. Результаты таких исследований дают возможность составить индивидуальные программы совершенствования общей личностной культуры руководителя образовательного учреждения.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту