рефераты по менеджменту

Аксиологические проблемы управленческой деятельности работника образования в условиях модернизации образования в Украине

Страница
12

Если же базовая парадигма управления как модель рассматривает такую систему образования, которая может работать и в режиме функционирования, и в режиме развития, то для системы управления ключевой функцией является прогностическая, задача которой "определение прогностического фона», выработка целей и постановка задач для дальнейшей работы . Здесь стоит обратить внимание на то, что присутствие в системе функции (например, прогностической) требует наличия в структуре системы подразделения, реализовало бы данную функцию, то есть в подобной модели управления обсуждаемый вопрос становится риторическим: новые социальные условия вызывают соответствующие изменения в содержании, организации и управлении образовательным процессом.

На всех уровнях развития сегодняшней системы образования большое значение придается формированию культуры личности, при этом эффективность этого процесса зависит от создания в учебном заведении определенного культурной среды, а именно: высокий уровень профессиональной и личностной культуры преподавателей, высококачественные учебники и наглядные материалы, условия для повышения учениками навыков художественной, физической, экологической и других форм культуры.

Итак, как не может дать денег тот, у кого их нет, так не может воспитывать высокий уровень культуры, кто не аккумулировал его в себе.

Руководитель любого ранга должен научиться управлять людьми не приказными методами. Речь идет о высоком уровне интеллекта, общей культуры руководителя, вызывает к нему доверие и уважение окружающих. Естественно, что за такими руководителями коллектив пойдет по доброй воле. Директор, который привлекает людей, умеющий сплотить единомышленников и повести за собой, уважающий коллег заинтересован в успехе каждого, - это и есть лидер. Современного руководителя иногда называют "социальным архитектором", подчеркивая его назначение - строительство культуры организации. Следовательно, его основными инструментами управления будут культурно-этические, а не административно-командные методы руководства. Таким образом, особенности современного руководителя учреждения образования связываются с демократическими способами организации отношений в коллективе, способностью к обновлению собственной деятельности и управлением инновационными процессами.

Но есть еще одна сторона управленческой деятельности руководителя школы или другого учебного заведения, непосредственно обусловленный спецификой его работы. Специалисты, в частности профессор Ю.А. Конаржевський, выделяют в ней собственную культуру административного аппарата, культуру самого процесса управления, культуру условий труда и культуру документации. Считаем необходимым несколько подробнее рассмотреть названные аспекты, акцентируя внимание на конкретных функциях и действиях руководителя учебного заведения [57, 64]. Управленческая деятельность руководителя общеобразовательного учебного заведения рассматривается нами через совокупность функций, которые он выполняет. Они классифицированы нами на классические, деятельностной модернизированы. К классическим управленческих функций руководителя учреждения образования отнесены функции: принятие управленческого решения, организации и планирования, координации, регулирования, корректировки, учета и контроля, с помощью которых руководитель обеспечивает функционирование учебного заведения; в деятельностных - диагностическая, финансово-экономический, научно-методическая, научно-исследовательская, общественно-педагогическая, аналитическая, с помощью которых руководитель обеспечивает эффективность функционирования и развития образовательного учреждения; до модернизированных - прогностическая, политико-дипломатическая, представительная, менеджерская, консультативная, с помощью которых руководитель учреждения образования создает условия для развития педагогического коллектива, позитивный имидж учебного заведения, развивает собственное творчество, приобретает навыки дипломатичности и участия в работе общественных, научных, общественно-политических и других организаций, учится самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности, в целом создает конкурентоспособный заведение [74, 7].

Общие функции управления наполняются определенным содержанием только при их применении для решения задач существования конкретной системы (например, учебного заведения). Совокупность этих задач составляет содержание управленческой деятельности администрации школы, педагога, ученика (студента) и образует их целевые функции [59, 43]. Каждая целевая функция в управленческом процессе охватит все этапы (сбор и анализ информации, определение критериальной модели результата, передача цели и ее адаптация к условиям выполнения, организация деятельности для достижения цели, установление коммуникативных связей с текущим корректировкой, контроль результата, прогнозирование дальнейшего развития).

Таким образом, указанные функции полностью охватывают процесс управления СНО и позволяют реализовать основные цели образовательной политики через соответствующий механизм такого управления. Далее рассмотрим структурно-процессуальную схему осуществления механизмов государственно-общественного управления качеством ЗСО на разных уровнях, в частности национальном и региональном, а также циркуляцию информационных потоков между объектами и субъектами государственного управления ЗСО.

Цель профессионального становления директора школы, не может сводиться к образовательным стандартам, зафиксированных в соответствующих учебных планах и программах. Она должна быть связана с целями общего, профессионального и последипломного образования, а потому реализация позволила выстраивать индивидуальный образовательный маршрут личности в процессе ее непрерывного образования.

Следовательно, указанные выше функции являются достаточными, охватывая весь единичный цикл управления. Видение этих функций именно в таком контексте сделает управленческую деятельность руководителя общеобразовательного учебного заведения более современной, критериальной и целенаправленной.

Выводы к разделу

На основе анализа особенностей и структуры управленческой деятельности в учебном заведении можно определить сущность управленческого цикла (как технологии внутришкольного управления по результатам системного анализа) по следующему алгоритму:

определение конкретной управленческой цели, ориентированной на учащихся, формулировка конкретных желаемых черт, характеристик, моделирования конкретного конечного результата (прогностическая деятельность);

определение методов, с помощью которых будет измеряться этот результат (планово-прогностическая деятельность);

учета роли человеческого фактора (мотивационно-целевая деятельность);

организация работы школьного коллектива на основе результатов психолого-педагогических исследований, передового опыта, определение норм, правил, требований к деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса - моделирование деятельности учащихся, родителей в соответствии с основной целью (организационно-исполнительная деятельность);

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту