рефераты по менеджменту

Аксиологические проблемы управленческой деятельности работника образования в условиях модернизации образования в Украине

Страница
6

Современными специалистами выделяются три группы закономерностей управления общеобразовательными учебными заведениями. Это закономерности, обусловленные влиянием систем более общего уровня и закономерности динамики процесса управления; социально-психологические закономерности управления.

К первой группе относят: зависимость цели, технологии управления и стиля руководства учебным заведением от социально-экономических процессов, идеологии государственного устройства на каждом конкретном историческом этапе развития общества; решающее влияние систем более общего уровня в сфере образования на характер и содержание управления подчиненных систем; адаптивность - учет в управлении наряду с общегосударственными законодательно-нормативными положениями местных региональных и муниципальных условий; сбалансированность внешних и внутренних факторов, определяющих эффективность управления общеобразовательным учреждением; подотчетность результатов управления вышестоящим просветительским и региональным органам власти.

Ко второй группе относятся закономерности процесса управления школами: цикличность, логическая последовательность функций управления; единство централистских (централизованных) и децентралистських (децентрализованных) тенденций и факторов в управлении, соответствие внутренней структуры управления целям и содержанию деятельности учебного заведения, зависимость эффективности управления от уровня аналитического прогнозирования и качества моделирования деятельности; сбалансированность стратегического и регулятивного менеджментов; иерархичность и качественная взаимозависимость всех структурных элементов управления; прямо пропорциональная зависимость качества управления от полноты и равновесия между прямым и обратным связям; функциональная определенность субъектов и компонентов управления, наличие деструктивных и дестабилизирующих факторов и процессов, зависимость эффективности управления от адекватного руководства на всех структурных уровнях и во всей системе в целом.

К третьей группе социально-психологических закономерностей управления учебным заведением относятся: прямо пропорциональную зависимость ценностной ориентации к труду педагогического коллектива от материально-технического и бытового обеспечения, культуры управления, зависимость сплоченности педагогического коллектива от работы руководства организации, направленной на предотвращение конфликтов и создание положительного психологического климата, зависимость развития творческой педагогической деятельности от степени демократизации управления и профессионального свободы; прямой зависимости стабильности кадров от индивидуального подхода к личности, зависимость удовлетворение результатами труда от ее объективной оценки и своевременного, систематического стимулирования; зависимость эффективности управления учебным заведением от психологической готовности администрации к руководству, а также ее лидерских и профессиональных качеств.

Наличие выделенных, систематизированных и в определенной степени раскрытых закономерностей является основой для определения принципов управления учебным заведением [56, 45].

В Украине в начале XXI века сложились достаточно благоприятные условия для обновления управления образованием. Новая система управления должна быть государственно-общественным, учитывать региональные особенности, ориентировать образовательное учреждение на развитие.

Процесс осознания обновления и адаптации к изменениям требует терпения и времени. А еще - подготовка профессионального руководителя, который является высококвалифицированным специалистом как в области управления вообще, так и в конкретной области, которой он управляет. Однако, если уровень управленческой культуры, как компонента данной компетентности нового директора является недостаточным, не имеет смысла говорить об эффективной работе учебного заведения. Ведь именно высокий уровень управленческой культуры является залогом результативной деятельности руководителя.

За всю историю развития цивилизации человечество выработало всего три принципиально разные инструментарии управления, то есть воздействия на людей: иерархия, культура, рынок. Основное средство воздействия на людей в системе иерархии - это отношения "власть - подчинение"; давление на человека "сверху"; принуждение, контроль над распределением материальных благ и др

Другим инструментарием управления является культура - это выработанные и признанные обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, традиции и т.д Два крайних элементов в названной триаде - иерархия и рынок - дают или формальное, административно-командную, жесткую иерархическую систему управления, в условиях которой человек сдает в аренду периферическую нервную систему, или неформальное, мягкую социально-психологическую горизонтальную систему управления, если в аренду человек сдает свою центральную нервную систему. Важный качественный элемент неформальной системы управления в том, что в ней человек подчинена не структуре, а в культуре.

Разговор о формировании культуры руководителя современного учебного заведения следует начать с формирования общей личностной культуры или, как определяет К. Корсак в статье "Новому веку новую ориентацию содержания школьного образования", современной цивилизационной компетентности.

Без культуры не может быть демократизации и, соответственно, не может быть целенаправленной работы по созданию правового демократического государства.

Культура - понятие достаточно сложное, имеющее все признаки целостной динамической системы, состоящей из многих структурных элементов, или компонентов, находящихся в определенных связях и взаимозависимости. Она представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторической практики.

Системностью определяется и само понятие "культура управленческого труда", которая включает такие ее разновидности: общая или общечеловеческая, культура, культура политическая, правовая, эстетическая, педагогическая с ее многими оттенками в зависимости от типа и специфики учебного заведения. Разнообразие же видов культур, как и различных сфер их применения, а также численность форм управленческой этики требует, конечно, системного подхода и анализа, без которых управление обществом сегодня практически невозможно. Плюрализм мнений, политических дискуссий, широкая полемика о путях дальнейшего развития страны обнаружили отсутствие как общей, так и управленческой культуры у большинства руководящих кадров, что отрицательно влияет на темпы и характер реформы общего образования [23, 83].

По нашему мнению, дефицит культуры, отсутствие ее приоритета в обществе является одной из причин "торможения" перестройки образовательной системы и, прежде всего, ее основного звена - средней общеобразовательной школы. Объективный анализ реального состояния дел в этой системе свидетельствует не только о разрыве связей между отдельными ее звеньями, но и о серьезных нарушениях "стыковки" между ступенями самой школы. Это требует создания отработанной системы управления средним образованием, ликвидации ее промежуточных звеньев, устранения дублирования и прочее. Возрастает необходимость резко повысить квалификацию и культуру труда управленческого персонала и, в первую очередь, руководителей школ [29, 116].

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту