рефераты по менеджменту

Аксиологические проблемы управленческой деятельности работника образования в условиях модернизации образования в Украине

Страница
10

Таким образом, развитие целевых функций управления происходит при их качественных и количественных изменениях, которые оговариваются факторами внешней и внутренней среды.

Общие функции управления наполняются определенным содержанием только при их применении для решения задач существования конкретной системы (например общеобразовательного учебного заведения) [14, 76]. Совокупность этих задач составляет содержание управленческой деятельности администрации школы, педагога, ученика и образует их целевые функции [16, 89]. Каждая целевая функция в управленческом процессе проходит все этапы (сбор и анализ информации, определение критериальной модели результата, передача цели и ее адаптация к условиям выполнения, организация деятельности для достижения цели, установление коммуникативных связей с текущим корректировкой, контроль результата, прогнозирование дальнейшего развития). Развитие целевых функций определяется их количественными и качественными изменениями. Количественные изменения протекают под воздействием внутренних факторов переосмысления и осознания сущности каждой функции и требованиями введения новых направлений деятельности при изменении профильности школы или смещение равновесия в централизации или децентрализации управления, что требует перераспределения целевых функций. Качественные изменения происходят под влиянием изменений во внешней среде, которые выдвигают новые задачи перед школой, ранее школа не выполняла. В условиях вхождения нашей страны в европейские образовательные отношения естественно изменяются цели и задачи управления общеобразовательным учебным заведением. Так появились задачи, требующие учета внешних связей общеобразовательной средней школы, прогнозирования ее развития, создание условий для процессов самоорганизации и самоуправления управляемых объектов. Это в свою очередь вызывает появление новых подходов, способов и средств реализации общих функций управления.

Современное управление предполагает развитие кооперации труда, стратегическое планирование, которое допускает текущее переформулирование целей, в иерархической вертикали контакт с низшим и высшим уровнями, которые непосредственно соприкасаются, не вмешиваясь в дела более отдаленных ступеней, оптимальное сочетание управления и самоуправления. Еще до недавнего времени процесс школьного управления характеризовался пятью функциями: педагогический анализ, планирование, организация, контроль, регулирование. Сейчас простого педагогического анализа слишком мало для управления современной школой, которая существует в нестабильных условиях. Поэтому необходимо анализировать не только внутреннее состояние школы, но и уметь определять причины преобразования через анализ внешних связей школы и воздействий внешней среды. Путем определения внутренних и внешних возмущающих факторов можно получить необходимую информацию для текущего корректировки и прогнозирования развития школы. Так функция педагогического анализа в современных условиях дополняется и обогащается, потому что предполагает не только поиск недостатков, но неиспользованных резервов, которые создают основу прогнозирования развития общеобразовательного учебного заведения. Это дает возможность определить цель управления. Поэтому первую функцию целесообразно назвать "целестановления и прогнозирования" и определить такие составляющие этой функции: внутренний и внешний анализ условий существования школы и текущего состояния его деятельности, определение целей и задач деятельности школы, перспективных линий ее развития, путей текущего корректировки работы, способов измерения промежуточных и конечных результатов. Функция планирования модернизируется, впитывая в себя целевое стратегическое планирование. Стратегический план определяет методы достижения заданных целей. При окончательном выборе общего подхода конкретизируются цели отдельных операций, только после этого определяются исполнители, и перед ними выдвигаются задачи. Целевой подход помогает конкретизировать задачи и последовательность их выполнения с помощью построения дерева целей. При этом определяется несколько вариантов стратегии в зависимости от развития ситуации. Использование альтернативных вариантов обеспечивает возможность текущего переформулирование целей. Для достижения выдвинутой цели разрабатывается модель желаемого результата, определяются ее параметры и критерии измерения. Такую функцию лучше назвать "планирования и программирования".

Одним из аспектов ее реализации является создание и утверждение годового плана школы.

Годовой план - важнейший организационно-управленческий документ, который регламентирует всю деятельность, школы в течение учебного года. От целесообразности планирования, его научного обоснования зависят результаты всей деятельности. В связи с этим школа может выбрать и апробировать вариант плана, который не только систематизирует всю деятельность педагогического и студенческого (ученического) коллектива, но и может служить своеобразным справочным пособием для преподавателей, администрации, контролирующих органов. Его созданию предшествует обязательный анализ выполнения запланированного в прошлом учебном году, который реализуется по перечню вопросов. Руководитель составляет годовой план работы школы, который должен охватывать все участки школьной жизни, исходя из перспективной темы, над решением которой работает педагогический коллектив, нормативных и директивных документов, учитывая результаты работы за прошедший учебный год, школьное окружение, интересы учителей, учеников и их родителей, понимая сущность конечной цели.

План должен быть конкретным, четким, оперативным. Должно быть указано, кто, когда, где будет выполнять ту или иную работу, как проверяется выполнения мероприятия. Обязательным при планировании является учет результатов работы за истекший период, преемственность достигнутого, анализ недостатков и конкретные меры по их устранению.

Организационная деятельность (предупреждение отклонений от цели управления путем передачи информации и обеспечения ее усвоения) должна обеспечить эффективное взаимодействие коллектива по реализации поставленных целей и задач. Один из важных направлений обеспечения этого взаимодействия где разработка соответствии с целями и задачами структуры управления, положений о структурных подразделениях или направления или виды деятельности, должностных инструкций. Каждая школа работает по учебным программам Министерство образования и наук Украины, а также - авторскими.

Функция организации управления осуществляется путем разработки процессов сочетание вертикального, горизонтального управления и самоуправления. Это предполагает знание мотивов, потребностей, интересов и ценностей человека, умение руководителя создавать определенную мотивацию, сотрудничество учителей и учеников, администрации и учителей, специалистов органов государственного управления школой и администрации школы. Эту функцию следует называть "организация".

Организация как функция управления обеспечивает техническую, экономическую, социально-психологическую и правовую стороны деятельности и направлена на упорядочение деятельности руководителя и исполнителей. Организация дает возможность определить, кто именно будет выполнять каждое конкретное задание, связи по должности каждого работника общеобразовательного учреждения закреплены в должностных инструкциях. Ими же определяются содержание, основные направления и ответственность руководителей учебного заведения за определенные участки работы школы [92, 46].

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту