рефераты по менеджменту

Аксиологические проблемы управленческой деятельности работника образования в условиях модернизации образования в Украине

Страница
13

формулировки требований к уровню знаний, воспитанности, развития учащихся на основе результатов анализа полученной идеальной модели деятельности всех участников учебно-воспитательного пронесу (организационно-исполнительная деятельность);

планирование собственной управленческой деятельности, направленной на достижение основной цели школы на основе результатов сравнения идеальной модели с реальным уровнем учебно-воспитательного процесса, сопоставление ее с работой отдельных педагогов, групп, с учетом того, что каждый следующий шаг является продолжением предыдущего и условием реализации следующих (контрольно-аналитическая, регуляторно-коррекционная деятельность).

Проблема ценностных ориентаций управленческой деятельности в СНО

Проблема ценностной компетентности любого субъекта управленческой деятельности находится в общем русле развития современной теории и практики управления. Совершенствование профессиональной деятельности руководителей ОУЗ является ведущим направлением функционирования и развития системы повышения квалификации педагогов и руководителей образования.

В общем виде ценностная ориентация человека к деятельности понимается как совокупность социальных потребностей, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти потребности находятся снаружи и внутри человека и заставляют его осознанно или не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между социальными потребностями и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различны люди могут совершенно по различны peaгировать на одинаковые воздействия со стороны потребностей. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на ее peaкцию на действия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим действием [62, 45].

Учитывая сказанное, можно попытаться дать определение ценностной ориентации, более детализировано. Ценностная ориентация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенной цели. Влияние ценностной ориентации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека. Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории ценностных ориентаций. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые являются основным мотивом его поведения, а следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Macлоу, Фредерика Герцберга и Дэвид Мак Клелланд. Рассмотрим подробнее эти теории [74, 507]. Теория ценностной ориентации по Macлоу, получила название "иерархия потребностей Macлоу". Суть ее сводится к изучению системы потребностей человека. В основе поведения лежат потре6ы человека, которые можно разделить на пять групп: физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.; потребности в безопасности и уверенности в будущем - защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем социальные потребности - необходимость в социальном окружении. В общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка; потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в peaлизации своих потенциальных возможностей.

Первые две группы потребностей первичные, следующие три вторичные. Согласно теории Macлоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности вершиной являются вторичные.

Значение такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Иными словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких, затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на повеление человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня [74, 475].

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Для того, чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью.

Маслоу отмечает: "До сих пор мы говорили, что иерархические уровни потребности имеют фиксированный порядок, но на самом деле эта иерархия не такая" жесткая ", как мы думали. Это правда, что для большинства людей, с которыми мы работаем, их основные потребности располагались приблизительно в том порядке, как мы указали. Однако был и ряд исключений. Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь "[124, 46].

Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к действию. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей.

Для того, чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней [124, 73].

Следует отметить, что с развитием экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории ценностных ориентаций отводится потребностям более высоких. Представителем этой теории считается Дэвид Мак Клелланд. Согласно его утверждению структура ценностей высшего сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных и нести за них персональную ответственность.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту