рефераты по менеджменту

Анализ организации управления качеством продукции на предприятии "Гомсельмаш"

Страница
3

,

,

где Piоцен – числовое значение i-го параметра качества оцениваемой продукции;

Piбаз – числовое значение i-го параметра качества базового (эталонного) образца.

По формуле 1.1 расчеты выполняются в тех случаях, если предполагается, что увеличению абсолютного значения анализируемого показателя качества соответствует реальное улучшение качества продукции. Данная формула используется для оценки таких параметров качества изделий, как срок службы, производительность, точность и т.д.

Расчеты по формуле 1.2 ведутся в тех случаях, когда априорно известно, что увеличение абсолютных значений оцениваемых параметров негативно сказываются на уровне качества продукции. По этой формуле определяются относительные показатели себестоимости и фактороемкости изделий, показатели объемов вредных выбросов при их использовании и т.д.

2. Комплексные методы – используются в тех случаях, если существует необходимость выразить качественный уровень изделий единым интегральным параметром. Расчет комплексных характеристик качества может предполагать реализацию двух основных этапов:

Первый этап предполагает интеграцию относительных величин групповых и (или) единичных показателей качества изделия, исчисленных посредством сопоставления абсолютных значений соответствующих показателей по этому изделию и их абсолютных эталонных значений. Результатом выполнения данного этапа выступает единый интегральный показатель качества анализируемого вида продукции, оцененный в соотношении с образцом-эталоном. Интеграция частных характеристик качества в единый показатель осуществляется на основе заранее выбранной функциональной зависимости, вид которой в большинстве случаев определяется экспертными методами. Часто подобная интеграция сводится к исчислению комплексного показателя качества изделия как средневзвешенного значения всех наиболее существенных частных показателей:

, (1.3)

где γ – параметр логики усреднения;

qi – весовые коэффициенты частных показателей качества;

Qi – частные показатели качества;

n – общее число наиболее существенных частных показателей качества.

Второй этап представляет собой сопоставление рассчитанных на первом этапе интегральных характеристик качества для двух сравниваемых между собой изделий. Данный этап реализуется в том случае, если необходимо не просто исчислить интегральную характеристику уровня качества какого-либо изделия, но также и выяснить, насколько качество этого изделия выше или ниже качества аналогичного продукта, не являющегося эталонным. Результатом осуществления данного этапа выступает относительный интегральный показатель качества оцениваемого изделия:

(1.4)

где Qинт.о – интегральный показатель качества оцениваемого вида продукции;

Qинт.а – интегральный показатель качества продукта-аналога. [14,с. 56-58]

3. Смешанные методы – применяются в тех случаях, когда объектом оценки является качество сложной продукции, имеющей широкую и внутренне неоднородную номенклатуру показателей качества. При оценке такого рода продукции с помощью дифференцированного метода зачастую очень трудно сделать однозначный вывод об уровне ее качества, а использование одного лишь комплексного подхода не позволяет объективно учесть все значимые свойства этой продукции. В таких случаях для оценки уровня качества продукции совместно используют единичные и комплексные показатели, интегрируя дифференцированные и комплексные методы оценки [14, с. 58-59].

Таким образом, экономическое содержание категории качества обуславливается оценкой общественной полезности продукта. Мерой этой полезности является общественно необходимое качество. Оно предопределяет достижение такого уровня потребительских свойств продукции, который бы обеспечил удовлетворение потребностей общества при наиболее рациональном использовании имеющихся в его распоряжении материальных, финансовых и трудовых ресурсов. [21, c. 11]

Качество сегодня – главный критерий оценки продукции, работ, услуг; оно определяет уровень жизни каждого человека и общества в целом.

Система управления качеством продукции

Качество как результирующая совокупность полезных для человека или социальной системы свойств объекта определяется совместным действием множества факторов, имеющих различную природу и зачастую являющихся случайными параметрами. Вместе с тем, влияние преобладающей части таких факторов может быть учтено и рационально скорректировано в процессе создания соответствующего объекта. Целенаправленная деятельность по координации влияния отдельных определяющих результирующий уровень качества объекта факторов, представляет собой управление качеством этого объекта.

Все существующие подходы к управлению качеством могут быть разделены на два вида: административное и экономическое.

Административный подход к управлению качеством предполагает обязательное повышение качественных параметров соответствующего объекта на уровне, стремящемся к 100%. Для выпускаемой предприятием продукции такой подход предполагает реализацию следующих укрупненных процедур:

- весь цикл жизни соответствующего изделия разбивается на отдельные этапы (этап маркетинговых исследований, этап производства, этап реализации, этап эксплуатации (потребления) и этап утилизации), для каждого из которых определяются основные стадии и факторы, способствующие образованию тех или иных отклонений (дефектов);

- вся совокупность возникающих дефектов структурируется по отдельным уровням и группам;

- для каждой однородной группы возможных дефектов проектируется комплекс мер по их предотвращению и доведению результирующего уровня качества до 100%.

При административном подходе получение брака рассматривается как чрезвычайное происшествие, которое следует устранить любой ценой. Таким образом, само качество как объект управления при данном подходе рассматривается как нормативная конечная цель.

Экономический подход к проблемам управления качеством основывается на позициях экономической рациональности. Работа по предотвращению образования дефектов при данном подходе проводится примерно так же, как и при административном, однако в данном случае расчетный уровень качества не задается неизменным на уровне 100%, а ставится в зависимость от экономически целесообразной величины затрат, требующейся для его достижения. Как положения теоретической экономики, так и практическая хозяйственная деятельность многих предприятий показывают, что динамика затрат на обеспечение качества продукции и динамика возникающей отдачи, выражающейся изменением уровня предельного дохода, связаны друг с другом относительно устойчивой зависимостью (рис. 1.1).

Изображенная на рисунке область, заключенная между точками Q1 и Q4 характеризует зону положительной рентабельности, в долгосрочном масштабе времени являющейся основой существования любого предприятия. Первоначально вложенные в создание соответствующего продукта (носителя качества) средства, обеспечивают предприятию принципиальную возможность прибыльной работы, основывающейся на предельно необходимом соответствии достигнутого уровня качества этого продукта требованиям рынка (точка Q1). По мере дальнейшего увеличения затрат на обеспечение качества происходит рост соответствующей удельной отдачи, который, однако, характеризуется все более медленными темпами (т.е. снижением уровня эластичности). Далее наблюдается ситуация (точка Qопт), при которой отдаление кривых достигает своего максимального значения. Это – оптимальная с точки зрения максимизации прибыли ситуация, при которой эластичность предельного дохода по затратам на повышение качества становится единичной и, соответственно, каждый рубль, вложенный в совершенствование качественных параметров дает один рубль дополнительного дохода. Если затраты на повышение качества начинают превышать достигнутый оптимальный уровень, то их отдача начнет снижаться, причем темпы данного процесса будут непрерывно возрастать. В конце концов возникнет такая ситуация (точка Q4), когда предприятие, не смотря на высокий уровень качества своей продукции, принципиально не сможет прибыльно ее реализовывать, поскольку покупатели будут негативно реагировать на чрезмерно высокий уровень производственных затрат.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту