рефераты по менеджменту

Анализ организации управления качеством продукции на предприятии "Гомсельмаш"

Страница
4

Конечный выбор предприятия относительно качественного уровня выпускаемой им продукции при экономическом подходе может варьироваться в зависимости от принятой этим предприятием стратегии своего экономического развития и, в конечном счете, определяется балансом его целевых интересов как социально-экономической системы. Такого рода выбор может иметь следующие основные варианты своей направленности.

Во-первых, предприятие может сконцентрироваться на умеренном (но, тем не менее, приемлемом для целевых покупателей) уровне качества выпускаемой продукции (точка Q1), что позволит ему осуществить глубокое проникновение на рынок за счет относительно невысокой цены, существенно нарастить объемы производства и, в конце концов, обеспечить получение запланированного объема валовой прибыли. Кроме того, такой подход позволяет предприятию в значительной степени удовлетворять цели общества как одной из важнейших заинтересованных в его функционировании социальных групп, поскольку существенно повышает объемы направляемых в бюджет отчислений из выручки и способствует росту числа рабочих мест на предприятии; а также цели поставщиков основных видов ресурсов, стремящихся к установлению стабильных долгосрочных контрактов с предприятием и заинтересованных в росте объемов закупок последним их продукции.

Во-вторых, предприятие может выбрать стратегию обеспечения высокого качества (точка Q3) и, пожертвовав в краткосрочном периоде возможностью извлечения максимальной прибыли, приобрести на рынке хорошую репутацию. Данный подход предприятием выбирается в том случае, когда общий баланс его целевых интересов смещен в сторону целей такой заинтересованной в его функционировании социальной группы, как покупатели продукции, т.е. когда рыночная власть последних оказывается достаточно высокой.

В-третьих, предприятие может наиболее рациональную с экономической точки зрения стратегию и выпускать продукцию такого качества, который будет обеспечивать максимизацию валового дохода. Такая стратегия предприятиями выбирается тогда, когда главенствующая роль в общей системе их целей принадлежит целям собственников их имущества.

В хозяйственной практике предприятий административный и экономический подход к проблемам управления качеством не реализуются изолированно друг от друга, а тесно между собой интегрированы, в результате чего, качество рассматривается как обязательный атрибут работы любой организации, но при этом политика качества характеризуется большей или меньшей степенью экономической рациональности. [14, с. 11-15]

Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т. е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством. В соответствии с международной практикой по управлению качеством продукции на предприятии выделяется политика в области качества, непосредственно система качества, включающая обеспечение, повышение и управление качеством продукции (рис. 1.2).

Рисунок 1.2 - Укрупненная структура целей системы управления качеством продукции

"Петля качества" ("спираль качества") — концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения. Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии "петли качества" или жизненного цикла продукции: маркетинг, поиск и изучение рынка; проектирование и (или) разработку технических требований, разработку продукции; материально-техническое снабжение; подготовку и разработку производственных процессов; производство; контроль, проведение испытаний и обследований; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукции; монтаж и эксплуатацию; техническую помощь и обслуживание; утилизацию после использования изделия.

Руководство по качеству — документ, отражающий политику в области качества и описывающий систему качества организации. Оно может охватывать всю деятельность организации или только ее часть. Руководство по качеству обычно содержит или по крайней мере ссылается на: а) политику в области качества; б) ответственность, полномочия и взаимоотношения персонала, который исполняет, проверяет или анализирует работу, влияющую на качество; в) методики системы качества и инструкции; г) положение по пересмотру и корректировке руководства. Руководство по качеству иногда называется руководством по обеспечению качества или руководством по административному управлению качеством.

Процесс управления представляет собой воздействие субъекта на объект управления путем реализации управленческих функций установленными методами. Учет системных особенностей управления качеством предполагает организацию управления по следующему общему алгоритму. После внедрения системы качества потребуется проведение плановых внутренних проверок системы для поддержания ее эффективного функционирования и совершенствования. После сертификации системы потребуется организация инспекторских проверок с целью подтверждения выданного сертификата. Создание и сертификация системы качества, обеспечение эффективного функционирования системы и ее дальнейшее совершенствование составляют основное содержание организации работ по управлению качеством. Контроль качества. Контроль качества - это одна из основных функций в процессе управления качеством. Это также наиболее объемная функция по применяемым методам, которым посвящено большое количество работ в разных областях знания. Рассматривая функцию "контроль", нельзя не сказать о метрологическом обеспечении производства, без которого вообще было бы невозможно проведение какого-либо контроля. В связи с этим метрологическая деятельность традиционно рассматривается как одна из составных частей в управлении качеством. При этом, кроме обеспечения производства необходимым парком средств измерений, метрологическая служба должна путем проведения их периодической поверки обеспечить требуемую точность измерений. Повышение качества продукции – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Рисунок 1. 3 - Этапы системной организации работы по управлению качеством

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств: полезность; надежность; технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость); эстетичность изделий.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др. Брак делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту