рефераты по менеджменту

Финансовый менеджмент как подсистема управления

Страница
9

Финансовый менеджмент, взявший свои корни из науки о финансах проявил себя, как наиболее продуктивный рычаг в управлении производством и производственным процессом. Финансовый менеджмент – это стратегия и тактика финансового обеспечения предпринимательства, позволяющие управлять денежными потоками и находить оптимальные финансовые решения.

Цели и задачи финансового менеджмента и состояние управления финансами на предприятии

Как прикладная дисциплина финансовый менеджмент - это наука об управлении формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта и эффективным оборотом его денежных средств.

Цель финансового менеджмента – укрепление финансового положения предприятия с помощью использования научных основ прогнозирования ситуации на рынке, современных методов финансового анализа и инноваций.

Цель финансового менеджмента для каждого АФ должна соотноситься с его стратегическими и тактическими планами. Предприятие должно однозначно и четко определить цель своего финансового управления. Пути достижения этой цели расшифровываются в направлениях деятельности и формулируются в задачи финансового менеджмента.

Задачи финансового менеджмента тесно связаны с деятельностью предприятия и включают:

· анализ и оценку активов предприятия и источников их финансирования;

· определение объемов и направлений использования финансовых ресурсов, обеспечение развития экономики предприятия;

· разработку долгосрочных и краткосрочных инвестиционных проектов;

· оптимизацию структуры оборотных средств;

· контроль за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.

Финансовому менеджменту присущи своя научная методология, методы и приемы выполнения поставленных задач.

Существуют различные классификации методов и приемов, используемых в финансовом управлении. Одна из таких классификаций приведена на рисунке 3.

Рассмотрим подробнее по одному формализованному методу из каждой группы: балансовый метод; методы экстраполяции и экономико-математического моделирования.

Балансовый метод заключается в составлении баланса спроса и предложения. На основе данных за предыдущие годы составляют предполагаемый баланс производства и потребления на будущий год. Далее проводят сравнение этих балансов, что дает представление о предполагаемом соотношении между предложением и спросом, а это, в свою очередь, определяет возможные изменения цен в предстоящем периоде. Необходимым условием применения балансового метода являются относительная стабильность потребления и определенность ресурсов.

Метод экстраполяции основан на анализе сложившихся в прошлом и настоящем закономерностей развития изучаемого экономического явления и распространении этих закономерностей на будущее. Таким образом, использование метода экстраполяции в целях прогнозирования рыночной конъюнктуры представляет собой учет опыта прошлого как действия объективных законов развития экономики.

Большое распространение получила экстраполяция, предусматривающая корректировку прошлых трендов с учетом изменения силы воздействия факторов, определяющих развитие конъюнктуры в прошлом, возможного появления новых факторов, экспертных оценок и т.д.

Все более заметное место среди методов прогнозирования занимает экономико-математическое моделирование. Примечание этих методов дает возможность установить определенные количественные закономерности, характеризующие развитие рынка, и дать качественную оценку значимости отдельных показателей, отражающих воздействие различных конъюнктурообразующих факторов. Методы математического моделирования базируются на корреляционной связи между показателями (факторами), характеризующими изучаемое явление. Общепризнано, что именно факторный корреляционно-регрессионный анализ наиболее полно сочетает в себе такие необходимые компоненты, как математическое моделирование, элементы научной экстраполяции и экспертные оценки.

Практическая ценность прогнозных оценок заключается в своевременном и правильном использовании прогноза.

Из приведенных выше определений следует, что предметом финансового менеджмента являются действия:

· по приобретению финансовых ресурсов и их использованию;

· управлению ликвидностью;

· структурированию капитала и имущества (соотношение основных и оборотных средств);

· управлению платежными средствами и проведению платежного оборота (по срокам платежей) и т.д.

Предмет финансового менеджмента, его цели и задачи тесно связаны с функциями, которые лежат в основе финансового механизма.

Прогнозирование - это разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния предприятия в целом и его различных подразделений. Эти прогнозы представляют собой предвидение соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, вариантность развития финансового состояния предприятия на основе наметившихся тенденций.

Планирование представляет собой процесс разработки конкретных планов финансовых мероприятий, результаты выполнения которых должны находить отражение в бизнес-плане. Планирование охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке стратегии, так и по воплощению ее в жизнь.

Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от разработанной стратегии управления.

Координирование - согласованность работ всех звеньев системы управления. Так, например, система внутреннего контроля сопоставляет фактические и плановые данные для выявления хода выполнения плана. При выявлении отклонений от плана реализуется функция регулирования.

Контроль заключается в проверке организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и т.п. Посредством контроля собирается информация об использовании финансовых средств и финансовом состоянии предприятия, вскрываются дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовые программы. Контроль предполагает анализ финансовых результатов. Следовательно, финансовый контроль является оборотной стороной финансового планирования.[11]

Управление процессом кредитования

Кредит (лат. creditum – ссуда) – представление товаров и денег в долг на условиях возвратности. Эти условия предполагают, что дебитор (должник) возвращает кредитору (заимодавцу) эквивалент суммы долга плюс процент, составляющий доход кредитора.

Рассмотрим тему кредитование предприятий которое представляет собой одну из форм финансового обеспечения предпринимательской деятельности. Оно осуществляется на основе установления финансовых взаимоотношений между предприятием и кредитной организацией при заключении между ними соответствующих договоров. Основным договором является кредитный договор, который создает юридические предпосылки обеспеченности ссуд, их своевременного возврата и уплаты процентов. Банки предлагают своим клиентам, как правило, типовые кредитные договоры. Предметом соглашения являются сумма и сроки кредитования, процентные ставки за пользование ссудой, формы материального обеспечения.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту