рефераты по менеджменту

Финансовый менеджмент как подсистема управления

Страница
3

Английское слово «менеджмент» (management), в переводе на русский язык «управление», происходит от корня латинского слова «рука».

Менеджмент – это управление в условиях рыночной экономики, в которых субъект хозяйствования должен:

- использовать экономические методы управления;

- ориентироваться на спрос и конъюнктуру рынка;

- производить те виды товаров, которые пользуются большим спросом у покупателей и могут гарантировать получение намеченной прибыли;

- постоянно стремиться к получению оптимальных результатов при минимальных затратах;

- постоянно ориентировать производственные программы на потребности рынка.

Профессиональный менеджмент является самостоятельным видом деятельности, для которой требуется наличие субъекта – профессионала-менеджера, работа которого направлена на объект – хозяйственную деятельность организации в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и др.).

Термин «менеджмент» в обозначении управления появился в США. В общественном понимании менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Таким образом, под менеджментом понимают функцию управления, т.е. вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики (промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, транспорте, банковской деятельности и т.д.) и в любой сфере деятельности (производстве, сбыте, финансах и др.), если она направлена на получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного результата.

Подводя итог всему сказанному, можно дать следующее определение менеджмента. Менеджмент – это профессионально осуществляемое управление любой хозяйственной деятельностью предприятия в рыночных условиях, направленное на получение прибыли путем рационального использования ресурсов.[3]

Считается правомерным выделение трех основных этапов в эволюции менеджмента.

Первый этап (конец XIXв. – 30-е гг. ХХв.) происходит становление менеджмента как науки и самостоятельного вида деятельности, а также обособление менеджмента от собственности. Ведущая школа Федерика Уинслоу Тейлора обосновала концепцию научного управления.

Второй этап (30 – 60-е гг.) – менеджмент отстаивает преимущества командно-административного типа, вертикально интегрированной системы управления. Классическую, или административную, школу возглавили ученые Анри Файоль, Линдалл Урвик, Джеймс Д. Муни. На этом же этапе появляется неоклассическая школа, получившая название школы человеческих отношений. Она представлена в трудах Элтона Мэйо, Дугласа Мак-Грегора, Фредерика Герцберга.

Третий этап (с 60-х гг. – по настоящее время) – возобладала неформальная, гибкая система менеджмента, основанная на горизонтально интегрированной мотивационной модели с использованием преимущественно дивизиональной департаментализации. Наиболее яркие представители этого этапа: Игорь Ансофф, Джеймс Томпсон, Вильям Оуни, Майкл Портер, Джон Коттер, Том Петерс, Франклин Хедоури, Майкл Мескон и др.

Принципы научного управления A Тейлора сыграли большую роль в признании высокой значимости менеджмента.[4]

Важнейшие принципы управления по Файолю – это разделение труда, ответственность, дисциплина и порядок, единоличие и централизм, поощрение и инициатива, подчинение единым целям и интересам.

Большой вклад внесла американская школа. Элтон Мэйо ввел в научный оборот понятие социальной системы, основой которой является взаимное сотрудничество.

По его мнению эффективность методов управления оценивается не материальной эффективностью, а моральными факторами. Социальный климат на производстве долгое время оставался вне поля зрения менеджеров. Э.Мэйо определил значение социальной структуры на производстве: осознание индивидуальности в общении, становление определенных социальных взаимоотношений, использование социального влияния как меры побуждения к действиям, удовлетворения социальных запросов. К примеру: похвала, отметка в приказе, присвоение звания «лучший работник», уважение коллег и т.д.

Таким образом, сотрудничество в социальной плоскости должным образом обеспечивает максимальный производственный эффект, и в месте с тем, дает возможность работнику удовлетворить свои экономические и социальные потребности, участвуя в производственном процессе.

Наиболее эффективны следующие направления развития менеджмента:

1. усиление политического аспекта менеджмента в крупных корпорациях;

2. совершенствование департаментализации в направлении использования дивизиональной, адаптивной и матричной структур организации;

3. усиление стратегической направленности в выборе приоритетов развития;

4. расширение вариативности;

5. использование новых форм адаптации;

6. поступательное развитие коммуникационного процесса.

Наиболее характерные черты современного менеджмента:

· стратегическое мышление;

· ориентация в международной конкурентной среде;

· компьютерная грамотность;

· знание современных технологий;

· новаторство;

· личное лидерство.[5]

Понятие организации

Для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация, в которой осуществляется деятельность менеджеров.

Из всего многообразия определений «организация» можно выделить следующие:

1. Организация как процесс; посредством которого создается и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы.

2. Организация как совокупность (система) взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.

3. Организация как группа людей с общими целями.

Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям:

1) наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы;

2) наличие по крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;

3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтоб достичь значимой для всех цели.

Таким образом, организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Целью каждой организации является наличие и преобразование ресурсов, которые используются ею для достижения ее тактических и стратегических целей. Основные ресурсы – это люди (трудовые ресурсы), основные и оборотные средства, технологии и информация.[6]

В процессе деятельности организации возникают экономические денежные отношения опосредующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятия.

Неотъемлемой частью денежных отношений являются финансы. Финансы – экономический инструмент распределения, перераспределения и орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Рассмотрим подробнее сущность, функции и управление финансами ниже.

Но прежде хотелось бы в заключении сказать об управлении.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту