рефераты по менеджменту

Финансовый менеджмент как подсистема управления

Страница
16

Если проанализировать динамику ценовых показателей, можно сделать вывод, что инфляция представляет собой вполне обыденное явление, свойственное практически любой стране. Иными словами инфляция сама по себе не страшна, опасен высокий темп инфляции. В большинстве экономически развитых стран темп инфляции колеблется обычно около 5%.

С позиции начинающих инвесторов инфляция – неблагоприятный процесс. Основная проблема – трудно накопить необходимые финансовые ресурсы для осуществления долгосрочных, как правило, более ресурсоемких проектов. Таким образом, нельзя сделать однозначный и безапелляционный вывод об инфляции – одним она выгодна, другим вредна. Однако можно с определенностью сказать, что бытовавший в нашей стране в период централизованно планируемой экономики вывод о негативном характере инфляции абсолютно неверен.

Одним из основополагающих принципов бухгалтерского учета в большинстве стран является принцип отражения учетных объектов по ценам приобретения. В условиях стабильных цен применение этого принципа вполне оправдано. Однако в периоды достаточно высокой инфляции отчетность, основанная на первоначальных стоимостных оценках, может давать искаженное представление о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия.

Вместе с тем нельзя не признать, что инфляция оказывает существенное влияние на достоверность и актуальность учетных данных. Не все виды активов и обязательств в равной степени подвержены ее влиянию. Например, если у предприятия в период инфляции имелись свободные неиспользованные денежные средства и кредиторская задолженность, то эффект влияния на эти объекты бухгалтерского учета прямо противоположен. В первом случае предприятие понесло косвенные убытки, поскольку снизилась покупательная способность денежной единицы, во втором – косвенный доход, поскольку возвращать задолженность в дальнейшем придется более дешевыми деньгами, а сумма долга останется неизменной.

Сохранение в балансе первоначальной и остаточной стоимости в условиях инфляции приводит к тому, что накопленная сумма амортизации становится символической, ибо то, что вчера стоил токарный станок, сегодня может стоить коробок спичек.

Как же отражается инфляция на интересах субъектов хозяйственной жизни? В условиях инфляции существенно искажается в сторону уменьшения оценка основных средств. Предприятие может рассматривать эту ситуацию с двух сторон. Если руководство заинтересовано в рекламе размеров своего предприятия, одной из характеристик которых является итог баланса-нетто, занижение оценки стоимости активов нежелательно. Напротив, если руководство предприятия хочет его акционировать и имеет на это некоторые привилегии, такая заниженная оценка ему весьма кстати. Инфляция – подарок тем, кто хочет прибедняться, не желая показывать своей финансовой мощи.

Основные решения антикризисного финансового характера, имеющие критическое значение для предприятия, носят чаще всего долгосрочный характер и связаны с выбором инвестиционных проектов. При расчетах необходимо руководствоваться двумя принципами: а) применять модифицированный коэффициент дисконтирования, содержащий поправку на прогнозируемый уровень инфляции; б) при прочих равных условиях отдавать предпочтение проектам с более коротким сроком реализации. Планируя свою деятельность в условиях инфляции, целесообразно также придерживаться некоторых простых правил:

· нецелесообразно держать излишние денежные средства «в чулке», на расчетном счете, выдавать займы и кредиты знакомым и контрагентам;

· свободные деньги необходимо вкладывать либо в недвижимость, либо в дело, сулящее несомненные выгоды;

· по возможности необходимо жить в долг (безусловно, это должно быть подкреплено экономическими расчетами, подтверждающими будущую кредитоспособность).

Возрастающая потребность в дополнительных источниках финансирования

В условиях инфляции величина капитала, необходимого для нормального функционирования деятельности предприятия, постоянно возрастает. Это обусловлено ростом цен на потребляемое сырье, увеличением расходов по заработной плате и пр. Таким образом, даже простое воспроизводство, т.е. поддержание неуменьшающейся величины экономического потенциала предприятия, требует дополнительных источников финансирования. Безусловно, это относится, прежде всего к перспективному финансовому планированию.

Что касается антикризисных финансовых решений кратко- и среднесрочного характера, то и здесь необходимо исходить, прежде всего, из принципа, что выбранное решение должно, по крайней мере, не уменьшать экономического потенциала предприятия. Можно привести такой пример. Допустим, предприниматель владеет суммой в 1 млн.руб., а цены увеличиваются в год в среднем на 15%. Это означает, что уже в следующем году, если предприниматель будет хранить деньги «в чулке», их покупательная способность уменьшится и составит в текущих ценах 850 тыс.руб.

Поэтому основным реальным инструментом планирования является экспертные оценки индексов цен, полученные каким-либо из известных методов оценивания (предпочтительнее методы групповой экспертной оценки), например, методом Дельфи. Информационным обеспечением экспертных оценок могут служить инвентаризационные описи, на основе которых можно рассчитать динамику и индексы цен по используемой на предприятии номенклатуре сырья, материалов, товаров. Каждый эксперт, получив исходные данные, делает свой прогноз индивидуальных индексов цен. Далее эксперты в ходе общей дискуссии, выдвигая аргументы «за» и «против», приходят к общему решению. Более точное описание приведенных процедур и аппарат статистической обработки полученных результатов приводится в литературе по методам экспертных оценок.

Пример 1.

Рассмотрим стандартную технику расчета потребности в оборотных средствах на примере предприятия, номенклатура сырья которого насчитывает три позиции. Исходные данные и результаты расчета приведены в таблице ниже.

Планирование потребности в оборотных средствах (тыс.руб.)

Вид сырья

Планируемая потребность (тыс.ед.)

Цена базисная (руб.)

Прогнозируемое изменение цены (%)

Потребность в ценах

базисных

прогнозируемых

А

В

С

50

102

35

25

14

85

+6,0

-5,0

+10,0

1250

1428

2975

1325,0

1356,6

3272,5

Всего

+5,3

5653

5954,1

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту