рефераты по менеджменту

Финансовый менеджмент как подсистема управления

Страница
7

· в обобщенной форме прибыль отражает результаты предпринимательской деятельности и является одним из показателей ее эффективности;

· используется в качестве стимулирующего фактора предпринимательской деятельности и повышения производительности труда;

· выступает источником финансирования расширенного воспроизводства и является важнейшим финансовым ресурсом предприятия.

Многогранный характер прибыли означает, что ее исследование должно иметь системный подход, который предполагает анализ совокупности факторов образования взаимовлияния, распределения и использования (См. приложение А). В число образующих факторов включена выручка, получаемая предприятием от различных видов предпринимательской деятельности, в том числе от реализации продукции, занимающая основной удельный вес, от реализации прочих активов и основных средств. Важная составляющая образующих факторов – доходы от делового участия в других предприятиях, в том числе дочерних, доходы по ценным бумагам, безвозмездная финансовая помощь, сальдо штрафов, полученных и уплаченных. Взаимовлияющие факторы предполагают внешние факто-распределения, определяемые финансово-кредитной политикой государства, в том числе налоги и налоговые ставки процентные ставки по ссудам, а также внутренние, включая себестоимость, производительность труда, фондоотдачу, оборачиваемость оборотных средств.

Факторы распределения состоят из платежей обязательного характера в бюджет и внебюджетные фонды, в банковские и страховые фонды, платежей добровольного характера, включая благотворительные фонды, направления прибыли в фонды денежных средств, создаваемые на предприятиях. Факторы использования относятся только к той прибыли, которая остается в распоряжении предприятий и коммерческих организаций. Они включают такие направления, как: потребление, накопление, социальное развитие, капитальные и финансовые вложения, покрытие убытков и прочих затрат.

Своеобразен взгляд на проблему мотивации прибылью американского экономиста Д.К.Гэлбрейта. В теории индустриального общества при исследовании процесса функционирования техноструктуры он предлагает новый концептуальный подход к проблеме управления прибылью:

«В принятой неоклассической теории существенную роль играет мотив прибыли - это единственная мускульная сила, приводящая в движение и дающая энергию всей экономической машине. Однако по мере созревания системы корпораций власть переходит к техноструктуре. Этот процесс настолько очевиден, что даже ортодоксы давно уже признали контроль управляющих над современной крупной корпорацией. Это означает, что ныне к получению и максимизации прибыли стремятся люди, которые сами их не получают».[10]

Финансовый менеджер определяет политику предприятия в области распределения прибыли, ее роль и значение в воспроизводственном процессе и стимулировании. От этого зависит и общий концептуальный подход к развитию финансового менеджмента в предприятии. Результатом распределительных процессов является создание фондов денежных средств, обеспечивающих финансирование принятых к реализации программ, поддержание оптимальной структуры капитала, сведение к минимуму риска банкротства.

Контрольная функция финансового менеджмента заключается в контроле рублем за реальным денежным оборотом. Контроль рублем иожет осуществляться двумя способами:

1) изменением финансовых показателей, состояния платежей и расчетов;

2) реализацией стратегии финансирования.

В первом случае финансовый менеджер опирается на систему санкций и поощрений, используя меры принудительного или, наоборот, стимулирующего характера.

Во втором случае речь идет о реализации функции стратегического управления, при котором основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в системе управления нуждаются в адекватной реакции на это всех работников предприятия. Достичь этого можно путем расширения самостоятельности работников, признания ими целесообразности и необходимости активной предпринимательской деятельности. Выработка стратегии предпринимательства позволяет концентрированно направлять финансовые ресурсы в те сферы, которые могут принести большую экономическую выгоду.

Контрольная функция финансового менеджмента является продолжением реализации контрольной функции финансов предприятий на качественно новом уровне. В этом отношении сохраняется определенная преемственность с участием конкретных субъектов и объектов управления.

Наука и практика финансового менеджмента чрезвычайно мобильны и отражают состояние законодательной базы, а также конструктивные преобразования в деятельности предприятий. Административно-командный тип управления финансами предприятий консервативен и в отличие от теории и практики финансового менеджмента не стимулирует накопление капитала для осуществления инвестиций и повышения доходности. В результате он вступает в противоречие с развитием производства, ограничивает возможности роста производительности труда.

Финансовый менеджмент - это система, функционирование которой направлено на достижение общих целей управления предприятием. Финансовый менеджмент, с одной стороны, управляемая система, имеющая определенные закономерности и особенности (в частности совокупность условий осуществления денежного потока, кругооборота стоимости, движение финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами и их подразделениями в хозяйственном процессе), с другой стороны - управляющая система, часть общей системы управления предприятием (т.е. специальная группа людей: финансовая дирекция как аппарат управления, финансовый менеджер как управляющий, которая посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта. Схематично это можно представить следующим образом, см. рисунок 2.

Вход

Информация о состоянии объекта Внешняя информация

 

Управляющая система (субъект)

 

Финансовая дирекция и ее подразделения

Финансовый менеджер

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту