рефераты по менеджменту

Управление конкурентоспособностью фирмы на основе системы менеджмента качества

Страница
8

Под конкурентоспособностью отрасли понимается степень ее готовности к конкурентной борьбы на внутреннем и внешнем рынках страны. Конкурентоспособность отрасли, наряду с традиционными показателями эффективности, характеризуется степенью ее динамичности и жизнеспособности при различных вариантах прогноза экономического развития страны и мировой экономики.

Конкурентоспособность региона (территории) определяется способностью региона создавать условия для долгосрочного экономического роста предприятий и эффективного использования ресурсов с целью обеспечения качества жизни населения.

Конкурентоспособность страны может рассматриваться с позиций внешнего и внутреннего рынков. Различают глобальную конкурентоспособность страны на мировых рынках (международная конкурентоспособность), конкурентоспособность страны на национальном рынке (национальную конкурентоспособность).

Международная конкурентоспособность страны характеризует способность страны в условиях открытости и конкуренции обеспечить сравнительно высокую результативность своей экономической системы, выражающейся в достижении высоких и стабильных темпов роста доходов населения, эффективности и производительности, а также расширении мирохозяйственных позиций.

Исторически концепция международной конкурентоспособности основана на теории использования в международном разделении труда сравнительных преимуществ национальных экономик. Среди них, прежде всего, богатые природные ресурсы, благоприятные географические, климатические, инфраструктурные факторы, дешевая рабочая сила.

Обладая определенными сравнительными преимуществами, страна имеет возможность экспорта своей продукции в те страны, где таких преимуществ нет, и, в свою очередь, импорта продукции, из тех стран, которые обладают определенными преимуществами по сравнению с национальной экономикой страны-импортера (например, торговля сырьевыми ресурсами).

Между тем, сравнительные преимущества зачастую являются доста­точно объективными, существующими изначально, и в этой связи статич­ны, зачастую не воспроизводимы (запасы полезных ископаемых). Однако по мере развития индустриального общества в странах с развитой рыноч­ной экономикой постепенно формируются конкурентные преимущества, основанные на научно-технических достижениях. Наиболее устойчивыми из них являются конкурентные преимущества, связанные с инновациями.

Национальная конкурентоспособность определяется способно­стью страны использовать свои конкурентные преимущества и создавать условия для долгосрочного роста экономики и эффективного использова­ния ресурсов с целью обеспечения качества жизни населения.

Управление качеством: понятие, функции и методы

Под управлением в широком смысле слова понимается общая функция организационных систем, обеспечивающая сохранение их структуры поддержание режима деятельности, реализацию их программы, достижение цели.

Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при ее создании, эксплуатации и потреблении, в целях формирования, обеспечения и поддержания заданного уровня качества продукции.

Механизм управления качеством представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципы, методы и функции управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.

Объектами управления качеством продукции выступают показатели качества продукции, факторы и условия, определяющие их уровень, а также процессы формирования качества продукции.

Субъектами управления качеством продукции являются органы управления и отдельные лица, реализующие функции управления в соответствии с установленными принципами и методами.

К функциям управления качеством продукции на предприятии относятся:

• прогнозирование и планирование качества продукции; • оценка и анализ качества продукции;

• контроль качества продукции;

• стимулирование и ответственность за качество продукции.

Под методом управления качеством понимается совокупность приемов и правил воздействия на объекты управления, направленные на достижение требуемого качества.

Выделяют следующие методы управления качеством:

1) организационные (административные):

а) распорядительные (директивы, приказы и т.д.);

б) регламентирующие (нормы, нормативы, положения);

в) дисциплинарные (ответственность и поощрение); 2) социально-психологические:

а) социальные (воспитание и мотивация);

б) психологические (создание психологического климата в коллективе, психологическое воздействие положительными примерами);

3) технико-технологические:

а) технические методы контроля качества;

б) методы технологического регулирования качества продукции и процессов;

4) экономические:

а) методы экономического стимулирования и материальной заинтересованности

б) ценообразования с учетом уровня качества

в) финансирование деятельности в области качества.

По отношению к предприятию реализация методов управления качеством может носить внутренний (внутрифирменный) и внешний харак­тер. Методы управления качеством могут быть реализованы на основе конкретных средств управления качеством. В табл. 2.2представлены основные методы управления качеством и приведены примеры средств их реализации во внешней и внутренней среде предприятия.

Таблица 2.2 Методы управления качеством на предприятиях и средства их реализации

Методы управления качеством

Примеры средств реализации методов управления качеством

По отношению к предприятию

внутрифирменные

внешние

Организационные (административные)

- приказ директора о создании системы менеджмента качества на предприятии

- документирование систем менеджмента качества на предприятии

- объявление благодарности сотруднику за высокие показатели качества работы и награждение денежной премией

- постановление Госстандарта России от 30 января 2004 года №4 «О национальных стандартах»

-ГОСТ Р 40.002-96 «системы сертификации ГОСТ. Реестр систем качества. Основные положения»

Социально-психологические

- кружки качества

-формирование корпоративной культуры организации, ориентированной на повышение качества

- проведение конкурсов в области качества

- присуждение премии по качеству

Технико-технологические

- статистический контроль качества

- анализ рисков, выявление в технологическом процессе параметров, являющихся критическими для обеспечения безопасности продукции, и определения адекватных мероприятий в определённых критических точках техпроцесса

 

Экономические

- разработка системы материального поощрения и взысканий в системе оплаты труда для стимулирования качества работы сотрудников

- установление цен по категориям качества

-финансирование работ по созданию системы менеджмента качества предприятия

- оптимизация затрат на качество для обеспечения конкурентоспособности товара по цене потребления

- оплата работ по сертификации системы менеджмента качества предприятия

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту