рефераты по менеджменту

Управление конкурентоспособностью фирмы на основе системы менеджмента качества

Страница
17

Основная проблема при таком сценарии: длительный проект совершенствования СМК на малом предприятии приводит к снижению мотивации руководства фирмы и персонала.

Еще более важная проблема - у малого предприятия зачастую нет того бюджета на проект по внедрению требований ИСО 9001, который обычно есть у крупного завода. И требуется не просто уменьшить количество рабочих дней консультанта до минимального уровня, но еще изменить структуру привычного для крупных заводов проекта.

Руководство малой фирмы можно и нужно подтолкнуть к изменениям в ходе проекта внедрения СМК, что и должен сделать консультант, обязанный, прежде всего, учитывать специфику мотивации высшего руководства, которая может сильно отличаться от мотивации руководителей крупных предприятий при внедрении СМК.

На крупном предприятии можно разработать процедуру о том, как люди должны правильно работать и потом внедрять эту процедуру как документ. Весьма специфично отношение персонала малого предприятия к вопросам управления вообще и к вопросам СМК, в частности. Многие из тех работ, что выполняют сотрудники малой фирмы, во-первых, не имеет смысла описывать, поскольку практически всё делают почти все (большая взаимозаменяемость). Во-вторых, динамика малого бизнеса не сравнима с темпами изменений в крупных компаниях, что персонал или понимает или чувствует и из-за чего он, вполне естественно, может противиться любому описанию деятельности.

На малом предприятии консультант рискует навязать предприятию свои взгляды на то, как должна выглядеть создаваемая СМК. Сотрудники малого предприятия зачастую имеют иной кругозор по сравнению с работниками крупного предприятия, которым гораздо доступнее различные учебные курсы, командировки, конференции. В условиях некоторого (неизбежного) изоляционизма сотрудники малого предприятия имеют меньше возможностей для того, чтобы подвергнуть сомнению советы консультанта, которые всегда полезны, но не всегда выполнимы из-за своеобразия отношений сотрудников малого предприятия.

Многие проблемы нельзя решить быстро как на малых, так и на крупных предприятиях. Но в больших организациях вообще сложно что-либо изменить быстро, в отличие от малых предприятий, у которых есть возможность изменяться очень динамично. Чем крупнее предприятие, тем больше ему времени требуется для осуществления улучшений, но при этом сроки внедрения требований ИСО 9001 на крупном предприятии согласованы со сроками реальных улучшений, синхронизированы по времени с годами решений реальных проблем. Малые предприятия существуют оттого, что более восприимчивы к новому, они инновационны по своей природе. На малых предприятиях проблемы можно и нужно решать гораздо быстрее, заодно можно будет успеть доказать персоналу связь построения СМК с улучшением деятельности до сертификационного аудита.

Решения

Малый бизнес способствует поиску инновационных методов, а задача консультанта - задать предприятию такое направление мыслей. Перечисленные далее подходы имеют отношение к тем малым предприятиям, которые имеют явную мотивацию для постоянного совершенствования своей деятельности.

Решение №1: Сроки выполнения проекта по внедрению требований ИСО 9001 можно и нужно сжать до минимальных размеров.

Все равно вся работа по внедрению СМК на малом предприятии осуществляется в последние месяцы перед сертификацией СМК. Сроки могут быть сокращены посредством удаления из планов больших отрезков времени между наездами на предприятие консультантов, оправданными на крупном предприятии, но бессмысленными на малом.

На малом предприятии создание рабочей группы для внедрения требований ИСО 9001 также замедляет темпы работ. Высшему руководству малого предприятия консультант может сразу пояснить смысл быстрого проекта и предложить двигаться быстро.

Решение №2: На малом предприятии собрания ключевых сотрудников по вопросам СМК желательно проводить на привычных для них местах.

Эти общие собрания можно проводить непосредственно на рабочих местах или в столовой, если условия деятельности данного малого предприятия позволяют это делать. Такое же обучение, как на больших заводах, сложно провести из-за большой занятости сотрудников малого предприятия. На малых фирмах сотрудники работают интенсивнее, чем на крупных предприятиях.

Меньший масштаб деятельности малого предприятия должен бы предопределить совсем иную последовательность и длительность этапов проекта по совершенствованию СМК. Обычно проект по внедрению требований ИСО 9001 начинается с диагностики, что отражает практику всех консультантов по всем направлениям менеджмента. На малом предприятии необходимо, прежде всего, поставить цель осуществить проект в максимально сжатые сроки, чтобы персонал быстро понял, что и как надо делать с проблемами. На практике диагностика на малом предприятии длится столько же, как и на крупном, а толстый отчет о ней директор все равно не понимает.

Решение №3: Столь привычную диагностику провести в самом начале проекта в виде первого внутреннего аудита.

Длительный процесс диагностики в начале проекта с написанием толстого отчета о соответствии и несоответствии деятельности малого предприятия пунктам ИСО 9001 консультант может видоизменить - провести в самом начале проекта внутренний аудит совместно с сотрудниками предприятия, обучая их в ходе проведения этого аудита, одновременно осуществляя диагностику системы качества, что позволит "убить сразу нескольких зайцев" - заинтересовать персонал, наладить контакты, выявить подходящих помощников, а главное - консультант лучше сможет понять деятельность малого предприятия.

На малом предприятии можно начинать с такой диагностики для демонстрации всему персоналу того, как здравый смысл, заложенный в МС ИСО серии 9000, помогает решать существующие на их предприятии проблемы, выявленные во время деловой игры "Внутренний аудит и диагностика". Такое обучение в игровой форме помогает персоналу и руководству малой фирмы взглянуть на старые проблемы под новым углом зрения.

Решение №4: Как можно меньше рассказывать персоналу малого предприятия об истории науки управления качеством.

Возможна корректировка обучения персонала в проектах создания СМК в малых организациях. Например, интересные лекции общего характера о том, как много выгод получила от управления качеством компания Toyota, расширят познания персонала и руководителей малого предприятия, но дадут им мало информации о том, зачем же их малому предприятию нужна такая система. Toyota - крупная компания, а строить СМК предстоит на малом. Начало проекта по совершенствованию СМК малого предприятия с внутреннего аудита поможет персоналу понять смысл происходящего, подготовиться к сертификационному аудиту, обнаружить и устранить некоторые проблемы предприятия до сертификации СМК. Будет повышена прозрачность СМК малого предприятия для его персонала, который не сможет стоять в стороне, будет сразу же вовлечен в систему качества. Можно во время проекта на малом предприятии приводить примеры из практики других предприятий, но лучше всего рассматривать примеры деятельности самого этого предприятия, полученные консультантом в начале проекта.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту