рефераты по менеджменту

Управление конкурентоспособностью фирмы на основе системы менеджмента качества

Страница
13

Рисунок 2.2 Схема формирования вопросов по аудиту

Отчет по аудиту должен содержать:

• подробности плана аудита, точные данные сотрудников, прово­дивших аудит, и уполномоченного по качеству проверявшейся организа­ции, сроки аудита и точное название проверявшейся организации;

• точное наименование документов, на основании которых прово­дился аудит;

• обнаруженные несоответствия и отклонения;

• мнение группы аудиторов о том, насколько подвергавшаяся аудиту организация выполняет требования применяемого стандарта по управлению качеством и соответствующих документов;

• способность СМК выполнять поставленные цели в области качества

Отчет по аудиту является конфиденциальным документом и передается руководителю предприятия, а также ответственным лицам проверенных подразделений. Хранение отчета по аудиту осуществляется, как правило, в соответствии с порядком хранения документов на предприятии.

По результатам аудита проводятся корректирующие мероприятия по улучшению функционирования СМК.

ГЛАВА 3. Управление внедрением системы менеджмента качества как инновацией

Инновации и система менеджмента качества

Современные условия успешного существования фирмы определяются рядом параметров, среди которых важно выделить именно те, которые оказывают наиболее существенное влияние на ее конкурентоспособность. В то же время конкурентное преимущество только тогда имеет стратегическое значение для фирмы, когда в его основе лежат какие-то уникальные навыки, знания, методы или разработки, которыми данная фирма владеет. Создание и постоянное обновление таких навыков, иначе говоря, непрерывная инновационная активность - одна из основных стратегически важных задач, стоящих перед современной фирмой.

Наряду с традиционным подходом, когда под инновациями понимались технологические изменения (внедрение новых продуктов, процессов или их модификация), все большее значение начинают приобретать организационные инновации. Их ярким примером может служить внедрение системы менеджмента качества (СМК). Этот процесс носит радикальный характер, так как при внедрении СМК в организации происходят существенные изменения ее бизнес-процессов.

Тогда возникает вопрос, существует ли на практике связь между внедрением СМК и повышением эффективности инновационных процессов? Чтобы ответить на этот вопрос, был проведен опрос участников конференции "От менеджмента качества к качеству менеджмента", проходившей 7-9 октября 2003 г. в г. Санкт-Петербурге. Основная цель опроса - определить основные направления повышения качества инноваций и оценить опыт российских компаний в этой специфичной области. При этом под качеством инноваций понималась способность предприятия в максимально короткие сроки, преодолевая технологическую и рыночную неопределенность, разрабатывать и внедрять новшества, соответствующие нуждам и/или неосязаемым желаниям потребителей.

Сразу отметим, что по самой оптимистичной оценке активность участников в опросе была достаточно низкой и составила 15% от числа участников конференции (которое не превышало 250 человек).

Учитывая, что в опросе участвовали представители различных регионов России и разных отраслей, можно обобщить, что объектом исследования было крупное промышленное предприятие без учета специфики региона, имевшее СМК.

Перейдем к результатам опроса. Под инновацией респонденты понимали любые усовершенствования продукции, процессов и деятельности. При этом 80% участников опроса считали, что они занимаются инновационной деятельностью, т. е. на предприятиях ведется работа по улучшениям и является преобладающей среди других видов инноваций (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Вид инновационной деятельности предприятия

Доля предприятий, %

Разработка, выпуск и продажа нового продукта

44

Любые усовершенствования продукции, процессов и деятельности

80

Изменения в методах управления компанией (новые методы оценки персонала, новые формы сбыта продукции и т.д.)

44

Другое

4

Важно отметить, что российские компании большое внимание уделяют рыночной составляющей инноваций (82%), что указывает на понимание ведущей роли потребителя при организации всех бизнес-процессов компании, инновационных в том числе (табл. 3.2).

С другой стороны, бросается в глаза значительный разрыв в оценке других факторов. Например, в современной внешней среде высокая скорость служит основным критерием эффективности организации инновационного процесса, что отражает значение временной составляющей как важнейшего невозобновляемого ресурса. Но итоги опроса показывают, что российские предприятия пока не придают серьезного значения общемировой тенденции резкого сокращения жизненного цикла продуктов, хотя известно, что выход запоздавшей разработки на рынок может нанести серьезный ущерб экономической устойчивости компании и ее конкурентоспособности.

Таблица 3.2

Первостепенные факторы при осуществлении инноваций

Доля предприятий, %

Скорость разработки и внедрения инновации

27

Соответствие инновации требованиям рынка

82

Учет производственных возможностей при внедрении инновации

27

Согласованность действий различных подразделений, участвующих в инновационном процессе

23

Говоря о качестве инноваций, следует рассмотреть сложности, которые возникают в процессе разработки и освоения инноваций (табл. 3.3). Основной проблемой для осуществления серьезных инновационных проектов традиционно названа нехватка средств (прежде всего финансовых). К внешним причинам этого можно отнести следующее: несформировавшаяся инвестиционная макросреда; отсутствие механизмов венчурного кредитования; находящаяся на ранней стадии своего развития законодательная база относительно инновационной деятельности и патентной защиты интеллектуальной собственности. Все это объясняет преобладание модернизационных улучшений над радикальными инновациями. Среди других проблем были отмечены недостаточная квалификация персонала и нечетко закрепленная ответственность за организацию инновационного процесса.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту