рефераты по менеджменту

Проблемы регулирования рынка труда в условиях реформирования экономики (на примере Кемеровской области)

Страница
7

На эти цели Швеция расходует больше средств, чем любое государство, хотя бюджетные ассигнования на поддержку занятости не больше, чем в других индустриально-развитых странах.

Государство активно поддерживает занятость в секторах, обеспечивающих социально необходимые услуги в регионах, где традиционная промышленность находится в упадке. Такая взаимоувязанная комплексная политика государства поддерживает высокий спрос на рабочую силу и высокую занятость в стране. [22]

Сегментация рынка труда позволяет проанализировать причины и факторы, влияющие на мобильность рабочей силы на рынке труда, определить его перспективы. Сегментирование производится по разным критериям и в зависимости от различных признаков. Их набор может включать следующие разновидности:

* демографические характеристики, которые включают пол, возраст, состав семьи;

* географическое положение (определенный регион, город, район и т.д.);

* социально-экономические характеристики рабочей силы на рынке труда (образование, профессиональные навыки, уровень квалификации, стаж работы и т.д.);

* экономические показатели, характеризующие работодателей с точки зрения их финансового состояния, формы собственности, а также показатели, характеризующие наемных работников по их обеспеченности;

* психофизиологические качества работника (личные качества, физическая сила, темперамент, их принадлежность к определенным слоям общества и т.д.);

* поведенческие характеристики с точки зрения мотивации занятости и др. [1]

Российский рынок труда находится в стадии становления, поэтому его модель не обрела еще четких характеристик. Сегодня с достаточной уверенностью можно утверждать, что она ближе к внешнему рынку труда и для этого имеются определенные предпосылки.

Во-первых, в России низкая мобильность рабочей силы с точки зрения ее стихийного движения, что было связано с высокой мобилизацией российской экономики, жестким государственным регулированием заработной платы, слабой ее дифференциацией в зависимости от результатов труда. Кроме того, влияло отсутствие рынка жилья, административные ограничения на переезд в другие города.

Во-вторых, низкая мобильность работников в бывшем СССР обусловлена высокой долей услуг, льгот за счет социальных фондов предприятия в зависимости от стажа работников.

Реформы 90-х гг., разрушив планомерную систему движения кадров, не создали нормальных условий для самодвижения трудоспособного населения. В частности, не создан емкий рынок жилья, не преодолены административные ограничения на переезд, особенно в крупные города столичного значения, в регионах имеют место значительные задержки выплаты заработной платы.

Сегодня подготовка кадров специалистов и квалифицированных рабочих происходит преимущественно в государственных учебных заведениях всех типов и за государственный счет. По своей внутренней сущности образование и роль государства в его осуществлении создает предпосылки для формирования доминирующего внешнего рынка труда. Разукрупнение предприятий и появление множества мелких фирм способствуют его становлению. Передача социальных объектов предприятий в собственность муниципальных органов самоуправления укрепляет российский внешний рынок труда. Но сохраняется солидная база для подготовки кадров и у предприятий, которая после выхода из кризиса может заработать в полную силу. Это послужит основой для роста внутреннего рынка труда, который сейчас формируется в большей степени за счет деятельности коммерческих структур.

Завершение нормирования общероссийского рынка труда сдерживается дестабилизирующими факторами в результате распада СССР и проведения радикальных (шоковых) экономических реформ.

К дестабилизирующим факторам относятся:

Ø затяжной характер спада производства, вызванный общим кризисом;

Ø рост скрытой безработицы;

Ø стихийная и малоэффективная конверсия оборонных производств;

Ø произвольное сокращение воинского контингента в отсутствие оборонной доктрины (затягивание военной реформы);

Ø неконтролируемая миграция населения и рабочей силы между странами СНГ и из горячих точек бывшего СССР;

Ø несовершенство законодательной базы;

Ø недостаточная взаимосвязь административных и рыночных методов регулирования занятости;

Ø отсутствие информации о вакансиях за пределами места проживания;

Ø высокая стоимость проезда. [22]

Спрос и предложение на рынке труда

На любом рынке происходит взаимодействие покупателей и продавцов, в процессе которого формируется спрос, предложение и цена на определенные виды товара.

Рассмотрим сущность и дадим определение спроса, предложения и цены какого-то товара, вне связи с его спецификой.

Под спросом принято понимать количество товара, которого будет куплено по определенной цене за определенный промежуток времени. При этом действует закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от изменения цены. Действие данного закона объясняется двумя причинами: 1) при снижении цены потребитель желает приобрести как можно больше товара (так называемый эффект дохода); 2) товар при снижении на него цены дешевеет относительно других товаров и приобретать его становиться относительно выгоднее (так называемый эффект замещения).

Закон спроса не действует в трех случаях:

* при ажиотажном спросе, вызванным специальным повышением цен на какой-то товар;

* для некоторых очень редких и весьма дорогостоящих товаров, которые являются средствами помещения денег;

* при переключении спроса на качественные и дорогостоящие товары аналогичной группы.

На изменение спроса на различные товары оказывают в определенной степени влияние и факторы, не связанные с ценой конкретного товара. Среди таких факторов можно выделить следующие:

* позитивные изменения в денежных доходах населения, что, естественно, увеличивает спрос на различные виды товаров;

* изменения в структуре населения. Так, увеличение удельного веса населения старших возрастов увеличивает спрос на лекарства и медицинское обслуживание;

* изменение цен на товары - заменители товаров данной группы;

* изменение потребительских предпочтений под влиянием рекламы, моды и т.д.;

* экономическая политика государства. Так, рост денежных пособий малоимущим слоям населения, пособий на детей, увеличение размеров пенсий и т.д. способствуют росту спроса на ряд товаров, потребляемых соответствующими категориями населения.

Под предложением принято понимать количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный промежуток времени. При этом действует закон предложения: при прочих равных условиях предложение на товары изменяется в прямой зависимости от изменения цены. То есть речь идет о том, что по мере роста цен на какие-то товары производители стремятся предлагать к продаже большее количество товаров, а по мере падения цен – меньшее.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту