рефераты по менеджменту

Проблемы регулирования рынка труда в условиях реформирования экономики (на примере Кемеровской области)

Страница
29

Увеличение количества вакансий в 2000г. дало возможность каждому третьему гражданину подобрать для себя подходящую работу (в 1999г. – каждому четвертому). Количество ярмарок в сравнении с 1999г. увеличилось более, чем в три раза; численность посетителей подобных мероприятий в сравнении с показателем периода 1999г. возросла до 14,2 тыс. человек. Из общего количества ярмарок вакансий 98 % составляют мини-ярмарки, требующие со стороны органов службы занятости минимальных финансовых затрат на свое проведение. Они дают возможность работодателям оперативно предоставлять информацию об имеющихся вакантных местах, произвести качественный отбор кандидатов для их заполнения. Ярмарки собирают широкий круг не только безработных граждан, но и занятых, желающих сменить место работы, пенсионеров, студентов. Их привлекает перспектива самостоятельно подбирать приемлемые варианты трудоустройства, получить интересующую их информацию непосредственно от работодателя, проконсультироваться у профконсультантов, юриста, специалиста по трудоустройству.

Характерно, что все более популярными и результативными становятся отраслевые, специализированные ярмарки вакансий (для строителей, работников угольной промышленности, торговли, общепита, для женщин, инвалидов), практикуемые в крупных городах Кемерово и Новокузнецк.

В целом по области в 2000г. специалисты службы занятости располагали сведениями о 78,9 тыс. вакансий (в 1,4 раза превысило аналогичный показатель прошлого года). Максимальное увеличение емкости банка вакансий отмечалось почти двукратное – во всех городах, кроме Топок, Мысков и Осинников. Практически единицы свободных рабочих мест фиксируется в городах: Тайге, Мариинске, Крапивинском, Тисульском, Тяжинском, Яйском, Чебулинском, Топкинском районах, что является причиной высоких коэффициентов напряженности в этих территориях (в Тисульском районе – до 83 чел. на заявленную вакансию).

Процесс трудоустройства на заявленные вакансии ограничивался рядом объективных обстоятельств, среди которых:

ü традиционно, несоответствие как профессионально - квалификационного состава, так и территориального распределения незанятых граждан и наличных свободных мест. Например, из 78,9 тыс. вакансий, имевшихся в службе занятости, больше половины (61 %) заявлены работодателями городов Кемерово (каждое четвертое) и Новокузнецка (каждое третье). Численность незанятых граждан, состоявших на учете в ОЗН этих городов за тот же период, составила лишь 27 %;

ü преобладание вакансий с низким уровнем заработной платы от 500 до 1000 руб. при величине прожиточного минимума трудоспособного человека 1055 руб., что непосредственно повлияло на их востребованность, каждая четвертая;

ü каждое десятое рабочее место оплачивалось в размере 200 – 500 руб.;

ü 2 % рабочих мест предполагало оплату труда до 200 руб.;

ü наличие высоких требований, предъявляемых работодателями к кандидатам на замещение вакантных мест (в том числе половозрастные ограничения у каждой пятой вакансии, стаж работы и профессиональные навыки запрашиваются в первую очередь и т.д.).

Согласно ответам на рекомендательные письма и направления на работу, основными причинами отказов работодателей в приеме на работу безработных граждан являются:

- вакансия занята;

- не прошел по конкурсу;

- отсутствие опыта работы;

- отсутствие документов, подтверждающих наличие определенной квалификации;

- низкая квалификация;

- отсутствие дополнительных навыков и умений.

Фактическими же основаниями для отказа могли служить – наличие судимости и (или) увольнения за виновные действия в прежней трудовой деятельности; отдаленность места жительства от места работы, возраст, наличие детей дошкольного возраста, длительная незанятость, неряшливый вид, неумение правильно построить беседу с работодателем, сознательное создание отрицательного мнения о себе.

В свою очередь безработные граждане отказываются от предложенных вариантов трудоустройства по следующим причинам:

- низкий уровень оплаты труда;

- невыполнение работодателем своих обязательств (задержка выплаты зарплаты, условия труда, несоблюдение правил приема на работу и т.п.);

- отдаленность места работы от места жительства;

- состояние здоровья;

- тяжелые условия труда.

Отсутствие вакансий с заработной платой на уровне средней по области является препятствием для трудоустройства бывших работников нефте- и газодобывающих предприятий, железнодорожного транспорта, банковских служащих, руководителей и специалистов. Безработные из этих категорий имеют, как правило, заработную плату выше средне областной, что непосредственно способствует росту социального иждивенчества.

В 2000 году территориальные ОЗН продолжали укреплять партнерские отношения с работодателями различных форм собственности. Департамент осуществлял информационное обеспечение ОЗН материалами оп опыту аналогичной работы других регионов.

Значительно активизировалась деятельность по формированию банка свободных рабочих мест с использованием традиционных каналов получения информации:

- из заявок;

- по телефону;

- во время посещений предприятий и организаций;

- при регистрации предприятия в Фонде занятости.

В настоящее время служба занятости предоставляет ряд, ставших популярными среди работодателе, услуг: круглосуточный прием вакансий по факсу; размещение вакансий в газетах по просьбе работодателей, использование практики закрытых вакансий и т.п.

По сравнению с 1999г. заметно выросло количество вакансий, поступивших в территориальный органы службы занятости области. Увеличилось число предприятий, представляющих сведения о вакансиях в службу занятости. Традиционными оставались причины, по которым не все предприятия сообщали о существующих вакансиях, в их числе:

ü перепрофилирование производства, вследствие чего отдельные рабочие места оказались законсервированными;

ü отсутствие четкой перспективы в развитии производства в связи с тяжелым финансовым положением предприятия;

ü прием на работу граждан, ранее работавших на данном предприятии и зарекомендовавших себя с положительной стороны;

ü трудоустройство через личные контакты;

ü определенное недоверие работодателей к клиентам службы занятости, среди которых немало длительно неработающих и уволенных за нарушение трудовой деятельности.

Средняя продолжительность "существования" вакансий по областной службе занятости на конец 2000 года составила 3,3 месяца. Данные по движению числа вакансий, заявленных в службу занятости представлены в таблице 2.17.

Таблица 2.17 - Движение числа вакансий (свободных рабочих мест), заявленных в службу занятости.

Наименование показателя

Ед. изм

1998

1999

2000

А

1

2

3

4

Наличие вакансий в службе занятости по состоянию на начало периода.

Ед.

5933

4021

8415

Заявлено вакансий в службу занятости

Ед.

52370

75512

101057

“Снято с учета” вакансий

Ед.

54282

68118

96225

Наличие вакансий в службе занятости по состоянию на конец периода

Ед.

4021

8415

13247

Продолжительность существования вакансий по состоянию на конец периода

Ед.

До 1 месяца

Ед.

1862

3362

3403

Продолжение таблицы 2.17

А

1

2

3

4

От 1 до 3 месяцев

Ед.

1231

2619

5101

От 3 до 6 месяцев

Ед.

569

1416

2457

От 6 до года

Ед.

275

923

2179

Более года

Ед.

84

95

107

Средняя продолжительность существования вакансий в банке данных.

Месяц.

2,41

2,74

3,3

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту