рефераты по менеджменту

Проблемы регулирования рынка труда в условиях реформирования экономики (на примере Кемеровской области)

Страница
40

Обучение безработных, профориентация, проведение общественных работ, поддержка самозанятости, "Молодежная практика", другие активные мероприятия будут проводиться в рамках федеральной программы "Содействие занятости населения". Расходы из бюджета на эти цели составляют 3,5 млрд. руб.

Суммы, заложенные в бюджете, объясняются тем, что Департамент службы занятости Минтруда прогнозирует к концу 2001г. небольшой рост безработицы с 2,1 до 2,4 % (по России). Это объясняется: во-первых, раньше часть безработных обходила службу занятости стороной из-за того, что их не удовлетворяло качество вакансий. Во-вторых, еще сравнительно недавно на многих территориях существовали значительные задолженности по выплате пособий безработным. В-третьих, размер пособия для очень большого числа граждан составлял 83 рубля 49 копеек. Все это отнюдь не способствовало авторитету службы… Сегодня ситуация меняется: "Внесенные в закон о занятости населения увеличили размер минимального пособия до 20 % прожиточного минимума, уменьшился коэффициент напряженности на вакансию". На 01.01.2001г. задолженность по выплате пособий по безработице полностью выплачена. И поэтому больше людей будет обращаться в органы службы занятости.

Однако существует мнение, что количество клиентов службы занятости значительно не увеличится.

Во-первых, при постановке на учет в службу занятости существует множество трудностей (например, нет унифицированной формы расчета средней заработной платы по последнему месту работы).

Во-вторых, качество вакансий в государственных службах занятости существенно не изменится: также будут преобладать вакансии для рабочих, вакансии для низкооплачиваемых рабочих мест и рабочих мест с тяжелыми условиями труда. К тому же появились негосударственные (альтернативные) службы занятости, которые специализируются на подборе определенных кадров. Например, в области экономики, управленцев высшего, среднего и низшего звеньев и т.п. В силу этого растет уровень официальной безработицы не будет увеличиваться, а скорее уменьшится. А вот уровень скрытой безработицы значительно увеличится.

Службы занятости получат возможность заниматься именно тем, для чего они и созданы: переподготовкой и обучением людей по востребованным на рынке профессиям. Но в то же время в бюджете значительно сокращены средства на активную политику. Следовательно, сокращены средства на обучение, подготовку и переподготовку безработных.

Мировой опыт свидетельствует, что при выполнении социально-значимых функций ориентация государства на пособия оказывается губительной для общества с точки зрения трудовой морали. Активная политика занятости расценивается как главный инструмент в борьбе с бедностью.

Практика развитых рыночных экономик подтверждает преимущество обязательного социального страхования как основы организации социальной защиты по сравнению с предоставлением социальных пособий. Такая система формирует у граждан дополнительную мотивацию к труду, позволяет увереннее чувствовать себя.

Страховой способ финансирования служб занятости более удобен. Потому что, во-первых, финансирование служб занятости не будет зависеть от выполнения бюджета. Во-вторых, региональный фонд занятости пропорционален объему производства, т.е. при развитии производства происходит больше создание рабочих мест и пополнение денежными средствами фонда занятости. В-третьих, при страховом способе финансирования 80 % отчислений остаются в регионе, а 20 % направляются в Центр для последующего перераспределения в депрессивные районы.

Помимо возвращения к страховой системе финансирования службы занятости, предлагается внести следующие изменения в Закон "О занятости населения":

Согласно п.1 ст. 3 закона "безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней". Однако никакой нормативный акт не предусматривает порядка подтверждения безработным гражданином самостоятельного поиска работы и его готовности приступить к ней. Обязательное введение единой по форме индивидуальной книжки клиента службы занятости, выдаваемой гражданину при первичном обращении в службу занятости, позволило бы контролировать его действия, предпринимаемые для трудоустройства, и "отсеивать" тех, кто реально в нем не заинтересован.

Согласно ст. 3 закона основанием для признания гражданина безработным является его обращение в службу занятости с предоставлением всех необходимых документов, в том числе справки о среднем заработке по последнему месту работы за три месяца, предшествовавших месяцу увольнения. С 1996 г. средний заработок для таких справок рассчитывается в соответствии с общим порядком исчисления среднего заработка Считаем, что надо утвердить единую для всех служб занятости форму справки о среднем заработке для определения размера пособия по безработице или стипендии в случае, если человек проходит профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению службы занятости.

Социально оправданными, на наш взгляд, являются положения, внесенные в ст. 31, касающиеся сроков выплаты пособий по безработице. Право на получение пособия в течение шести месяцев предоставлено тем, кто ищет работу (ранее не работал), не имеет профессии (специальное) стремится возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволен за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, направлен на обучение органами службы занятости и отчислен за виновные действия. Но, как показывает практика, длительно неработающий гражданин, получающий пособие по безработице в течение шести месяцев, может трудоустроиться временно, допустим на 10 дней. Затем он вновь обращается в службу занятости, и если для него не удастся подобрать подходящую вакансию, вновь признается безработным с правом получения пособия по безработице в минимальном размере в течение 12 месяцев как потерявший работу. Чтобы побудить человека к активному поиску вакансии и реальному трудоустройству, было бы целесообразно скорректировать рассматриваемую норму, применив одну из следующих схем:

назначать пособие по безработице на 12 месяцев, если в течение года, предшествовавшего периоду безработицы, гражданин имел оплачиваемую работу не менее, к примеру, 13 календарных недель.

назначать пособие по безработице на шесть месяцев, увеличивая этот срок за каждую неделю работы гражданина (сверх 13) на две недели, но в пределах 12 месяцев.

Закон о занятости (ч.1 ст. 26) предоставил работодателям право на равных основаниях принимать на работу и непосредственно обращающихся к ним граждан, и имеющих направления органов службы занятости. Создается ситуация, когда работодатель может необоснованно завышать требования к безработным, да и вообще к любому, кто хочет наняться к нему на предприятие. Было бы справедливо обязать их согласовывать вопрос о требованиях к соискателям той или иной вакансии со специалистами службы занятости.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту