рефераты по менеджменту

Стратегия антикризисного управления предприятия

Страница
8

* Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. №498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий».

Полный перечень документов, регулирующих вопросы несостоятельности в Российской Федерации (на 01.07.98 г.), представлен в Приложении 1.

Действие вышеназванного Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» распространяется на юридических лиц и граждан (включая индивидуальных предпринимателей, которые не способны в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить свои обязательства по уплате в бюджет (или во внебюджетные фонды) обязательных платежей (ст.2).

Основным правовым актом, определяющим перечень лиц, которые могут быть признаны банкротами по решению суда или самостоятельно совместно с кредиторами могут принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации, является Гражданский кодекс РФ. В соответствии со ст. 65 ГК РФ, банкротами могут быть юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), а также юридические лица, действующие в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Таким образом, в это число входят, прежде всего, те юридические лица, которые отнесены п.2 ст.50 ГК РФ к коммерческим организациям, а именно:

* хозяйственные товарищества и общества;

* производственные кооперативы;

* государственные и муниципальные предприятия.

Наряду с ними могут быть признаны несостоятельными (банкроты) и некоторые некоммерческие организации (имеются в виду потребительские кооперативы и благотворительные организации либо иные фонды). Что касается казенных предприятий, то они обладают признаками, присущими одновременно и коммерческим и некоммерческим организациям. Но, учитывая, что за действия казенных предприятий несет субсидиарную ответственность собственник, то есть Российская Федерация, применение к ним процедуры банкротства признано невозможным.

В силу ст. 25 ГК РФ индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, также может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда (далее в тексте по отношению ко всем вышеуказанным субъектам используется термин «предприятие»).

Законом «О несостоятельности (банкротстве)» в рамках общего режима банкротства предусмотрены также специальные режимы, касающиеся целого ряда хозяйствующих субъектов. Они выделены с целью конкретизации отдельных вопросов, возникающих при признании банкротом каждого из них. К ним относятся:

* градообразующие организации;

* сельскохозяйственные организации;

* кредитные организации;

* страховые организации;

* профессиональные участники рынка ценных бумаг;

* крестьянские (фермерские) хозяйства;

* граждане, в том числе индивидуальные предприниматели.

Данная работа ориентирована на предприятия, не входящие в эту классификацию. Что касается этой категории хозяйствующих субъектов, то по отношению к ним можно применить некоторые рекомендации по стратегии «выживания» предприятия, что же до тактики - то приведенные конструкции категорически не приемлемы к данным предприятиям в силу специфики их деятельности и финансового оборота.

Необходимо отметить, что Федеральным законом РФ от 8.02.98 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрены упрощенные процедуры банкротства для ликвидируемых должников (т.е. должников, чья неплатежеспособность выявилась в процессе ликвидации), а также для отсутствующих должников (должников, фактически прекративших свою деятельность, чьи руководители отсутствуют). Упрощенная система банкротства предусматривает сокращенные сроки рассмотрения заявления о признании должника банкротом, а также вынесение решения об открытии конкурсного производства без прохождения стадий наблюдения и внешнего управления [80, 63].

Необходимо обратить особое внимание на то обстоятельство, что данным Законом не предусмотрено такого внешнего признака банкротства как приостановление должником текущих платежей; исключен также такой дополнительный признак как неудовлетворительная структура баланса должника.

Принятые нововведения, безусловно, упростят процедуру подачи заявления в суд, значительно упростят работу самих арбитражных судов и удешевят процедуру банкротства за счет отказа от проведения дорогостоящих аудиторских проверок для выявления признаков неудовлетворительной структуры баланса.

Следует отметить, что ранее система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособного предприятия устанавливалась Приложением 1 к Постановлению правительства РФ от 20.05.94 г. №498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» [3, 34; 50, 77].

Однако подход к структуре баланса предприятия, предлагаемый в вышеуказанном Постановлении Правительства РФ, для арбитражных судов, рассматривающих дело о признании предприятий несостоятельными (банкротом), всегда носил достаточно условный характер, что доказано в работах таких авторов как Галстян Г.С., Макаров А.С., Мизиковский Е.А., Панагушин В.П., Лапенков В.И., Лютер Е.В. [79, 13; 83, 19; 90, 24]. В настоящее время, когда неудовлетворительная структура баланса больше признаком банкротства не является, система критериев, предложенная в указанном постановлении, может использоваться в качестве отправных точек для определения финансового состояния предприятий на стадии их наблюдения и внешнего управления.

Необходимо учитывать, что в соответствии со ст.2 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» банкротство считается имеющим место только:

* после признания факта несостоятельности арбитражным судом;

* после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации.

Банкротство служит одним из оснований для ликвидации юридического лица. При этом принудительная ликвидация предприятия осуществляется только по решению арбитражного суда.

В Федеральном законе от 08.02.98 г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» учтены многие недостатки и противоречия предыдущего Закона. Тем не менее, практикующие юристы отмечают некоторые проблемы, возникающие при использовании Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.02.98 г. на практике. Так, г-жа Телюкина М.В. комментируя отдельные статьи Закона, пишет: «Статья 86 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» регламентирует порядок осуществления продажи действующего предприятия как имущественного комплекса, принадлежащего должнику. Здесь имеет место неточность, содержащаяся в законе, вследствие которой возможно возникновение на практике некоторых проблем. Статья 86 Закона предусматривает при осуществлении продажи предприятия отчуждение всех видов имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности. Между тем, у должника может быть несколько предприятий - имущественных комплексов, каждый из которых предназначен для осуществления различных видов предпринимательской деятельности (например, ресторан и металлургический комбинат), либо предназначенных для осуществления одного вида предпринимательской деятельности (например, сеть ресторанов).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту