рефераты по менеджменту

Стратегия антикризисного управления предприятия

Страница
28

1.2. Внедрение эффективной технологии и организации производства.

Необходимо оптимизировать производство и его организацию, объединив однородные службы различных филиалов в единые обслуживающие центры; оптимизировать транспортные перевозки и прочее.

2. Ликвидация платежного кризиса.

2.1. Использование предоплаты и аккредитивной формы расчетов.

Многие предприятия уже перешли на расчеты с покупателями на условиях 100%-ной предоплаты. Однако для покупателей такие условия связаны с неудобством и большим риском, так как предоплата может привести к тому, что средства будут использоваться, а поставка товаров или услуг задерживаться (по различным причинам, включая недобросовестность продавца). Это обстоятельство заметно ухудшит положение предприятий и вновь приведет к росту неплатежей.

В этой ситуации наиболее выгодным и для покупателя и для продавца является использование аккредитивной формы расчетов за товары. Эта форма расчетов более надежна, так как товары отгружаются только после открытия покупателем аккредитива в банке. Следует отметить, что при таком условии оплата поставок производится банком, в котором открыт аккредитив, автоматически после получения документов об отправке товаров покупателю, а не тогда, когда эти товары дойдут до последнего и будут им приняты.

Проблема изменения цены с учетом инфляции решается путем включения в договор поставки «особых условий» о том, что сумма аккредитива будет автоматически увеличиваться при повышении поставщиком цен на свои товары в соответствии с согласованной сторонами формулой инфляционного изменения цен. При этом, естественно, покупатель может оговорить верхний предел повышения цен, при достижении которого действие договора о поставках и аккредитива приостанавливается до переговоров сторон. Подробнее об этом писали А.З.Белялов, Ф.А.Гудков, А.В.Макеев, А.Л.Петруша, Г.А.Титова, Д.А.Равкин [17, 10; 44, 14].

2.2. Использование услуг банков по факторинговому обслуживанию.

Факторинговое обслуживание направлено на ликвидацию несвоевременных платежей клиентов. Факторинг представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента; включает инкассирование дебиторской задолженности клиента, кредитование и гарантию от кредитных и валютных рисков. В основе операции факторинга лежит так называемое дисконтирование фактур - покупка факторинговой компанией счетов-фактур клиента на условиях немедленной оплаты около 80% стоимости отфактурированных поставок и уплаты оставшейся части (за вычетом процентов за кредит) в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Этот вопрос является одним из основных в сборнике «Расчеты и долги предприятий» под редакцией Д.А.Равкина [44, 10].

Практической реализации этих мероприятий в городе Твери явно не способствуют последствия финансового и банковского кризиса августа 1998 года. До кризиса эти формы расчетов являлись очень действенной мерой развязки неплатежей, сейчас же, когда банковская система в городе сильно угнетена, это практически невозможно (за исключением частичной и полной предоплаты).

3. Применение финансово-правовых рычагов (приемов) стабилизации экономического положения предприятия.

3.1. Привлечение дополнительных денежных средств путем выпуска акций.

Размещать подобные акции удобнее всего среди покупателей продукции, которые больше других заинтересованы в том, чтобы предприятие-поставщик не разорилось и не поставило под угрозу их собственное существование.

Выпуск акции является действенной мерой для предприятия, попавшего в кризисную ситуацию, но не находящегося еще в процессе производства по делу о несостоятельности. В последнем случае речь может идти не о выпуске акций, а об обмене долгов на акции или доли участия. Однако применение этой процедуры крайне затруднительно, практически заблокировано рядом положений законодательства. Так, например, г-жа Телюкина М.В. пишет: «Ч.2 ст.100 ГК РФ предусматривает, что увеличение уставного капитала акционерного общества для покрытия им убытков не допускается. Вследствие этого, если компания-должник является акционерным обществом, которое понесло убытки (в принципе возможна, хотя и маловероятна, неплатежеспособность компании и при отсутствии по балансу убытков), то акционирование долга становится, по общему правилу, невозможным. Обмен долгов на акции возможен лишь тогда, когда компания по балансу не несла убытков, что случается довольно редко» [101, 19]. Далее г-жа Телюкина доказывает, что акционерное общество, находящееся в процессе производства по делу о несостоятельности (что означает его фактическую несостоятельность и, в большинстве случаев, наличие понесенных им убытков), может осуществить обмен долга не более чем на 10% акций, находящихся на его балансе, если приобретены они были в период фактической состоятельности общества.

Следует отметить, что в ряде случаев эта мера способна принести некоторый эффект, хотя, конечно, далеко не тот, к которому стремится кредитор, обменивающий долги на акции.

Обращает внимание на себя тот факт, что ограничения ст. 100 ГК РФ не распространяются на другие организационно-правовые формы, кроме акционерного общества, таким образом, на данный момент в принципе возможно произвести увеличение уставного капитала для покрытия убытков, например, в обществе с ограниченной ответственностью.

Опыт анализируемых предприятий показывает, что так как они все являются акционерными обществами («Тверис» и «Искож-Тверь» - открытого типа; и «Тверская мануфактура», «Тверитекс» и «Тверитекс-97» - закрытого типа), то привлечение дополнительных денежных средств путем выпуска акций практически нереально.

3.2. Использование лизинговых операций.

По мере того, как совершенствовалась практика лизинговых операций и расширялись их масштабы, многие предприятия поняли, что иногда выгоднее быть не хозяином, а арендатором. В кризисной ситуации предприятие может пользоваться частью своих фондов на условиях возвратного лизинга. Схема его такова: предприятие продает свои фонды лизинговой компании при одновременном заключении с ней соглашения о передаче этих фондов предприятию же в долгосрочную аренду. Это позволяет бывшему владельцу фондов один раз получить крупную сумму денег для инвестирования - на закупку нового оборудования, модернизацию технологии или освоение новой перспективной продукции. Полученная благодаря этому в будущем прибыль может с лихвой окупить затраты по арендной плате. При этом продать фонды можно не по балансовой, а по опережающей рыночной стоимости, что в условиях нынешней инфляции весьма выгодно.

Среди обследуемых предприятий только ОАО «Тверис» пытается реализовать это мероприятие с одной из своих дочерних фирм. В силу наличия сложностей с финансированием и большой бюрократической волокитой сделка еще не заключена, поэтому о результатах пока говорить не приходится.

4. Снижение себестоимости продукции (издержек производства).

4.1. Правильный учет затрат, входящих в себестоимость.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту