План по сумме прибыли от реализации продукции за 2004 г. перевыполнен на 353,5 тыс. руб. 
, или на 11,8 %. По сравнению с предшествующим годом сумма прибыли возросла на 1193,2 тыс. руб., или на 55% . 
Прибыль от реализации продукции зависит от ряда факторов первого порядка: объема реализации продукции; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных цен. Эти же факторы являются факторами второго порядка по отношению к балансовой прибыли.
Исходные данные, необходимые для расчета влияния этих факторов на сумму прибыли, представлены в таблице 3.6
Таблица 3.6Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации товарной продукции, тыс. руб.
|   Показатель  |    План  |    План, пересчитанный на фактический объем продаж  |    Факт  |  
|  
 Выручка от реализации (без НДС, акциза и других отчислений из выручки)  |    244000  |    244591  |    256644,4  |  
|  
 Полная себестоимость реализованной продукции  |    241000  |    241395  |    253290,9  |  
|  
 Прибыль от реализации продукции  |    3000  |    3196  |    3353,5  |  
Сравнивая сумму прибыли, предшествующего года и условную, рассчитанную исходя из фактического объема и ассортимента продукции отчетного года, узнаем, на сколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции (DП(V, стр.):
тыс. руб. 
Чтобы найти влияние только объема продаж, умножим сумму прибыли базового года на процент прироста объема реализации в оценке по себестоимости или в условно-натуральном выражении и результат разделим на 100.
Прирост объема реализации составил:
%. 
Влияние объема продаж на сумму прибыли (DП(V)):
тыс. руб. 
Определим влияние структурного фактора (DП(стр.)):
 
тыс. руб. 
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли (DП(С)) устанавливается сравнением фактической себестоимости реализованной продукции в отчетном году с условным показателем, рассчитываемым в ценах базового года:
тыс. руб. 
Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию (DП(Ц)) устанавливается сопоставлением фактической выручки отчетного года с условной, которую предприятие получило бы за фактический объем реализации при ценах базового периода:
тыс. руб. 
Общее изменение суммы прибыли:
тыс. руб., 
в том числе за счет изменения:
1) объема продаж 
тыс. руб.; 
2) структуры товарной продукции 
тыс. руб.; 
3) полной себестоимости 
тыс. руб.; 
4) цен реализации 
тыс. руб. 
Баланс факторов:
. 
Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого факторного показателя фактической (табл. 3.7)
Таблица 3.7 Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции
|   Показа-тель  |    Условия расчета  |    Алгоритм расчета  |  |||
|   Объем реали-зации  |    Структура товарной продукции  |    Цена  |    Себесто-имость  |  ||
|   План  |    План  |    План  |    План  |    План  |    Впл - Спл  |  
|   Усл1  |    Факт  |    План  |    План  |    План  |    Ппл * Крп  |  
|   Усл2  |    Факт  |    Факт  |    План  |    План  |    Вусл - Сусл  |  
|   Усл3  |    Факт  |    Факт  |    Факт  |    План  |    Вф - Пусл  |  
|   Факт  |    Факт  |    Факт  |    Факт  |    Факт  |    Вф - Пф  |  
где Впл, Вф, Вусл - выручка от реализации без НДС, соответственно, плановая, фактическая и условная;
Спл, Сф, Сусл - себестоимость;
Ппл, Пусл, Пф - прибыль плановая, условная и фактическая;
Крп - процент выполнения плана по количеству реализованной продукции.
1. Ппл = 3000 тыс. руб.
2. Найдем сумму прибыли при фактическом объеме остальных факторов. Для этого рассчитаем процент выполнения плана по реализации продукции (Кпр) и скорректируем плановую сумму прибыли на этот процент: