рефераты по менеджменту

Назначение, цели и методы менеджмента

Страница
4

Тем не менее, преподаватель примерно одно треть аудиторного времени дисциплины (не более 20 минут за одно выступление с обязательным диалогом - обратной связью с обучаемыми) посвящает общению со студентами в форме лекции-дискуссии, основанной на взаимном обмене знаниями и опытом в области темы дисциплины. Цель такой лекции заключается не столько в передаче информации, сколько в том, чтобы:

· вовлечь обучаемых в размышления и дискуссию по теме, указав ее теоретическое и практическое место и значение в дисциплине, желаемые результаты изучения (что они должны знать и уметь?);

· показать, (обращаясь к опорному конспекту) основные проблемы и логику их решения, разъясняя главные элементы и часто встречающиеся затруднения применения теории на практике, основные схемы;

· познакомить с терминологией темы дисциплины в объеме используемых ключевых слов и положений, названий теорий, времени первых публикаций их авторов.

При наличии индивидуальных опорных конспектов-рабочих тетрадей в соответствующих местах рисунков, схем, таблиц и прочих пропусках текста студенты кратко записывают результаты размышлений, групповых дискуссии, пояснений преподавателя, отмечают возможность и особенности применения теории в практике места учебы или работы обучаемого. Начало лекции, и ее краткие итоги обучаемый фиксирует на свободном поле личного опорного конспекта-тетради.

Для отражения логики дополнительной аргументации лектора, его разъяснений достаточно записывать лишь цитаты, ключевые слова, примеры, фамилии теоретиков и годы первых публикаций по изученной теме. Здесь же на полях тетради студент отмечает свои вопросы, комментарии, появившиеся во время лекции. В итоге устраняются обычные недостатки многих лекций: пассивность восприятия (знания от лектора переносятся в стандартный конспект студента, минуя его сознание); необходимость перезаписывания больших объемов информации, имеющейся в учебниках без их осмысления; небольшие возможности для дискуссии из-за чрезмерного количества студентов и недостатка времени.

Рассматриваемый подход соответствует деятельностным недирективным методам образования (развития) знаний, умений и навыков взрослых людей. Поэтому в нем применяются методы не традиционной педагогики (в переводе с греческого языка - детовождения), а антропогогики (человековождения) и аутогогики (самовоспитания), или андрогогии (Роджер - 1969 г., Нолес - 1972 г., Гоуд и Хансон - 1981, 1982 гг.). В главе 1 настоящего пособия рассматриваются деятельностная методика применения такого интегрирующего подхода.

Возможность достижения высшего из указанных уровней иерархии изучения дисциплины в очном и заочном режимах дистанционного образования возрастает при реализации ряда принципиальных условий обучения и учения взрослых людей. Они повышают результативность и эффективность образовательного процесса.

1) Предоставление каждому специальных пособий (опорных конспектов-рабочих тетрадей по каждой дисциплине специальности, учебной программы календарного графика на весь период обучения и учения; междисциплинарных пособий, объединяющих логически или проектно связанные дисциплины специальности с аналогичной структурой). Особая структура пособий позволяет организовать процесс немедленного применения теории к решению практических задач (учебных или реальных) обучаемых в ходе аудиторной работы.

2) Обучаемым дается возможность увязать собственные цели и задачи с тематикой дисциплины. На это направлены достаточно реалистичные описания конкретных ситуаций и примеры, приводимые преподавателем-консультантом и опытными студентами. Наибольшие преимущества в этом имеют те, кто изучают дисциплину заочно, очно-заочно (дистанционно). Они могут выполнять задания применительно к проблемам своего рабочего места (организации). В итоге глубокая проработка пособия обычно воплощается в серию результатов: очно-проработанные задания - внеаудиторная контрольная или курсовая работа - дипломный проект - реальный проект.

3) Использование положительных норм поведения обучаемых в группе (обратная связь с преподавателем, взаимообмен информацией и опытом, взаимная поддержка, экспериментирование в группе как модели структурного подразделения организации).

4) Включение в образовательный процесс не только интеллекта, способностей, имеющейся компетенции участников, но эмоций. Речь идет о создании неформальной, восхваляюще-ненаказуемой атмосферы занятий. Контролируется личный прогресс обучаемых (не рекомендуется сравнивать успехи одного участника группы с другим).

5) Перераспределение ролей преподавателя. На первичный план выходит подготовка учебно-методических материалов специального типа и организация особого процесса обучения и учения (выполняющий это может быть назван академическим тьютором). Когда он ограничивается функциями планирования, организации, консультаций в процессе освоения материалов, овладения умениями и навыками, применимо определение тьютор. При добавлении к функциям обеих типов тьюторов консультирования на четвертом уровне иерархии изучения дисциплины можно вести речь об учебно-управленческом консультанте.

6) Сознательное участие в процессе обучения и учения как этапе жизни или профессиональной карьеры. Мотивация использованием результатов учебы в жизни или в работе, продвижением по службе обеспечивает максимальную вовлеченность в образовательный процесс.

Задание 3. Самостоятельно изучив представленные материалы, проведя дискуссию в учебной группе, представьте доклад по матрице сравнения (табл. 1):

Таблица 1

Сравниваемые методы образования

Суть методов

Аргументы

Выводы и рекомендации

за

Против

1. Адаптивно-репродуктивный

       

2. Творчески-генеративный

       

3. Педагогика  

       

4. Андрагогия  

       
Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту