рефераты по менеджменту

Ответы на вопросы ГОС экзамена по Президентской программе 2004г. (менеджмент, экономика, финансы, маркетинг)

Страница
31

Развитие, накопление и использование способностей человека к труду уже два с лишним века интересуют экономистов-теоретиков. Уже В. Петти, А. Смит, Дж.С. Милль и К. Маркс включали развитые полезные способности человека в понятие основного капитала. В Х1Х веке не прерывалась дискуссия о необходимости и целесообразности трактовки человека и его способностей как своеобразного основного капитала. Такие известные экономисты, как Жан-Батист Сэй, Джордж Маккуллох, Нассау Сениор, Вальтер Рошер, Генри Маклеод, Леон Вальрас, Иоганн фон Тюнен, Ирвин Фишер считали возможной и полезной трактовку человека как основного капитала. Для оценки величины человеческого капитала использовались методы "стоимости производства" и "капитализации заработков" (или их комбинации). Аналитическая схема человеческого капитала применялась для показа экономической выгодности миграции, инвестиций в здоровье, в образование, экономических потерь от болезней, войн и т.п.

Из трактовки человека как основного капитала непосредственно вытекала необходимость разработки количественной оценки человеческого капитала. Метод "стоимости производства", восходящий к А. Смиту, заключается в оценивании реальных затрат на "производство человека" (чистого расхода средств существования). Второй метод - "капитализация заработков" восходит к В.Петти и заключается в оценивании настоящей (приведенной к настоящему моменту времени) ценности будущего потока доходов индивидуума (чистого или валового дохода). У. Фарр, Э. Энгель, Т. Витстейн разработали методы экономической оценки человека, практически применимые в сфере страхования жизни. Американские экономисты Л.Дублин и А.Лотка усовершенствовали методику Т. Витстейна и Э. Энгеля и сделали её пригодной для оценки как величины человеческого капитала, так и его компонентов.

Экономические оценки человеческого капитала стали широко использоваться как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях для определения величины национального богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей.

В связи с ростом наукоемких производств и повышения потребного уровня образованности рабочих, наблюдается и тенденция в более глубоком исследовании влияния человеческого капитала на мировую экономику.

2 вариант ответа

Сегодня в мире в структуре производительных сил и социальном устройстве происходят кардинальные изменения под воздействием современной информационной революции. Теперь человек является главной производительной силой, а его интеллектуальный потенциал становится капиталом. Дальнейшее развитие и широчайшее применение получают информационно-телекоммуникационные технологии для перевода опыта и знания человека в машинные программы.

В экономически развитых странах цена активов предприятия является его стоимостью, собственностью компаний в денежном выражении. При этом наблюдаются активы двух групп. Первые - измеримы и конкретны: текущие активы и инвестиции. Активы другой группы неосязаемы. Они физически не существуют, но представляют для компаний значительную ценность. Эти активы являются долгосрочными и не поддаются точной оценке. Так, в активы данной группы заносятся все активы компании, даже и недолговечные, не вписывающиеся в осязаемые активы. Существование неосязаемых активов представляет признание того, что в активы включается еще одно важное слагаемое, дающее их владельцам как конкурентное преимущество, так и увеличение прибыли. Повышению стоимости активов компаний способствует сложение средств в создание нового научно-технического решения или технологического процесса. С течением времени значение неосязаемых активов все время возрастает. В некоторых компаниях они переходят в осязаемые активы. Например, торговые марки, авторские права, патенты и т.д.

Исходя из теоретических положений, высказанных учеными, можно сделать вывод о том, что интеллектуальный капитал состоит из человеческого и структурного капитала

Так, анализ структурного капитала показывает, что он представляет собой систему организации знаний, включающую информационную систему, методы накопления, обработки и использования знаний, структуру управления им. Следовательно, структурный капитал создает условия для более эффективного использования полученных знаний. Истории известно три этапа повышения роли знаний - промышленная революция, революция в производительности труда и в управлении. Эти этапы основываются на коренном изменении знания и его значения. Человеческое общество прошло большой путь от знания в единственном числе к многочисленным отраслям знаний. Если в прежние времена знание имело общий характер, то теперь оно глубоко специализированно. Сегодня знания представляют собой информацию, которая имеет практическую ценность и служат для получения конкретных результатов, проявляющихся вне человека в экономике и обществе.

Анализируя человеческий капитал - вторую составляющую интеллектуального капитала, надо понять, что переход человеческого общества к постиндустриальной цивилизации привел к коренным изменениям как в научной, технологической, производственной сферах, так и во внутреннем мире человека. Ибо в центре всех трансформаций нового, компьютерного этапа НТР наблюдается процесс качественного изменения в человеке и его рабочей силе, вследствие чего производительные силы общества достигли высокого уровня развития и не могут развиваться дальше без интеллектуального, творческого труда работников. Эта тенденция утверждается все шире, становится решающей в дальнейшем развитии цивилизованных стран и означает превращение современной рабочей силы в человеческий капитал. Он становится главным источником валового национального продукта экономически развитых стран.

Основателями концепции человеческого капитала явились видные американские ученые, лауреаты Нобелевской премии по экономике: Г. Беккер, Т. Шульц, И. Фишер, П. Самуэльсон. Они внесли значительный вклад в исследование человеческого капитала, обосновали положение о необходимости инвестиций в образование как важнейшем элементе его воспроизводства.

Современные западные ученые в центр своих исследований ставят изучение жизнедеятельности человека, как носителя субъективированных знаний, важнейшего субъекта производства, который своим трудом определяет основные направления развития общества и экономики. Так, в работах М. Блауга, Б. Вейсброда, Н. Глазера, Дж. Минсера, Л. Туроу и др. нашла подтверждение идея определяющей роли человеческого капитала в обществе.

Человеческий капитал представляет собой меру воплощенной в человеке способности приносить доход.

Человеческий капитал включает в себя врожденные способности, таланты, а также приобретенные знания, квалификацию, опыт, творчество и т.д.

Таким образом, сущность человеческого капитала можно определить, исходя из всех граней этого сложного социально- экономического явления. Человеческий капитал представляет собой современную совокупную рабочую силу, человеческие ресурсы с их образованием, способностями, квалификацией, опытом, умениями, творчеством, интеллектом, интуицией, умением рисковать, которые содействуют ему в деятельности и повышают производительность его труда, а так же являются источником будущих доходов работника.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту