рефераты по менеджменту

Ответы на вопросы ГОС экзамена по Президентской программе 2004г. (менеджмент, экономика, финансы, маркетинг)

Страница
26

В итоге, долгосрочное равновесие фирмы достигается при условии

LRMC = LRAC = PL.

Это тройное равенство означает:

Фирмы работают эффективно при оптимальном использовании мощностей (LRMC = LRAC);

Объём выпуска оптимален (LRMC= PL);

Общественные ресурсы распределены оптимально, т.к. предельные издержки равны на производство данного спросу на продукт (LRMC= PL= d);

Отрасль не привлекает ресурсы из других отраслей, т.к. экономическая прибыль равна нулю (LRAC = PL).

Получился т.н. “парадокс прибыли” - каждая фирма стремится к максимизации экономической прибыли, а эффективное отраслевое равновесие наступает, когда искомая прибыль равна нулю. При этом фирма возместила стоимость всех факторов и оплатила их производительное использование в форме заработной платы, ссудного процента, арендной платы и ренты, предпринимательского дохода и дивидендов и т.п.

Чистая монополия: характерные черты, экономическая и административная монополия, естественные монополии. Достоинства и недостатки монополии.

Чистая монополия представляет собой рыночную структуру, при которой на рынке существует только один продавец, производимый товар не имеет близких заменителей, а доступ на рынок закрыт серьёзными входными барьерами. Таким образом, понятия “фирма” и “отрасль” для чистой монополии совпадают.

Общая выручка монополиста ТR = ТR(Q) = Р(Q)Q.

Средняя выручка равна цене, также является убывающей функцией и соответствует спросу на продукт монополиста: AR = AR(Q) = R(Q)/Q = Р(Q)Q/Q = Р(Q) = D.

Предельная выручка определяется следующим образом:

MR = ТR’Q = ( Р(Q)Q )’Q = Р’(Q) Q + Р(Q)

Функция предельной выручки убывает быстрее функции средней выручки и спроса. при монополии всегда MR < AR

Выручка достигает максимума, когда MR = 0.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Недостатки монополии:

“Потери мёртвого груза” - безвозвратные потери от монополии - это сокращение объёма производства относительно конкурентного уровня в результате назначения цены выше предельных издержек.

Стремление к извлечению экономической прибыли и назначение цены выше предельных издержек приводит к сокращению объёма производства

Конкурентное равновесие представлено точкой Е. Площадь прямоугольника С - это потери потребительского излишка, которой переходит к монополисту вследствие повышения цены. Площадь треугольников А+В - это и есть безвозвратные потери общественного излишка, причём А - потери от недопотребления, В - потери от недопроизводства.

Достоинства монополии:

Монополист, максимизирующий прибыль, всегда выбирает такой объем выпуска, при котором спрос является эластичным.

Стремясь минимизировать безвозвратные потери и захватить большую часть потребительского излишка, монополист прибегает к

Ценовой дискриминации - назначению разных цен на один и тот же товар разным покупателям в зависимости от спроса.

Группа с эластичным спросом получает возможность приобретать больше товара по более низкой цене и продавец получает прирост прибыли.

Законом предоставляются монопольные права изобретателям, система вознаграждений основанная на временных монополиях является единственной системой которая позволяет выяснить полезность того или иного изобретения для общества, т.е. вывести его на рынок и посмотреть сколько покупатель готов за него платить.

Кроме того фирмы обладающие монопольной властью могут тратить свои деньги на исследования, они обеспечивают выгоду как себе так и обществу в целом.

Монопсония. Двусторонняя монополия.

Монопсонией называется экономическая структура, на которой рыночной властью обладают не продавцы, а покупатели.

Монопсония характерна для рынка факторов производства, например, для рынка труда, когда фирмы могут воздействовать на ставку заработной платы. Фирма-монопсонист сталкивается с возрастающей кривой предельных затрат на данный фактор, лежащей выше кривой средних затрат. В результате, фирма устанавливает цену из условия равенства предельных затрат на фактор и предельного дохода, полученного от производительной реализации данного фактора. Соизмерив данное условие со спросом на фактор, получим равновесие, соответствующее меньшей цене и меньшему объёму использования фактора, чем это было бы при чистой конкуренции.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту