рефераты по менеджменту

Анализ конкурентоспособности пищевого предприятия

Страница
4

Таким образом, необходимо отметить, что в долгосрочной перспективе добиться устойчивого развития российской пищевой промышленности без обеспечения ее конкурентоспособности будет невозможно. Завоевание и сохранение конкурентных преимуществ предприятий пищевой промышленности – ключевая функция стратегического управления предприятием. Особенно важно добиться преимуществ на насыщенных рынках, где спрос удовлетворяется многими поставщиками. Главная предпосылка формирования стратегических факторов конкурентного преимущества заключается в способности предприятия выявить и удержать в течение длительного времени свои преимущества как производителя товара по сравнению с конкурирующими поставщиками.

Управление конкурентоспособностью предприятия пищевой промышленности заключается в формировании определенного уровня конкурентного потенциала и его поддержании. Поскольку управление конкурентным потенциалом предусматривает формирование долгосрочных устойчивых конкурентных преимуществ, то наблюдается четкая взаимосвязь между управлением конкурентоспособностью и стратегическим управлением. Стратегическое управление должно обеспечить эффективную жизнедеятельность предприятия. Это означает его сохранение как хозяйствующего субъекта в рамках существующих факторов, создание условий, обеспечивающих рост, развитие и поддержание устойчивости.

Опираясь на институциональный, воспроизводственный и корпоративный подходы, конкурентный потенциал пищевого предприятия можно определить как совокупную способность предприятия использовать внутренние финансово-инвестиционные, производственные, инновационные и человеческие ресурсы с целью создания устойчивых конкурентных преимуществ. При этом, конкурентный потенциал представляет собой способность бизнеса создавать долгосрочные конкурентные преимущества и адекватно реагировать на изменения в конкурентной среде. Следовательно, обеспечение конкурентоспособности пищевой промышленности – непременное условие повышения устойчивости ее развития. В свою очередь, высокий уровень экономической устойчивости объекта исследования будет способствовать качественному развитию конкурентного потенциала. Исследование показало, что в качестве источников устойчивого развития пищевой промышленности России выступает совокупность социально-экономических, технико-технологических, организационных, экологических факторов, способствующих формированию заданного уровня устойчивости. В случае, когда все эти составляющие не противоречат друг другу, результирующий показатель устойчивости объекта исследования достигнет максимального значения.

Приволжский федеральный округ – один из ведущих в стране по уровню индустриального развития и один из основных аграрных регионов России, производящий около 27% сельскохозяйственной продукции. Ведущая отрасль пищевой промышленности Приволжья, имеющая общероссийское значение – мукомольная, особенно развита эта отрасль в Самарской, Саратовской, Ульяновской областях, а также в Нижегородской и Кировской областях. Во всех крупных городах ПФО есть предприятия пищевой промышленности, производящие продукты питания для населения. Находясь в Поволжье, Самарская область является небольшим по территории, но динамично развивающимся и обладающим несомненной привлекательностью для инвесторов регионом. Хорошей базой для долгосрочного инвестирования и успешного бизнеса являются авторитет власти, межнациональное согласие, выгодность географического положения, благоприятные природно-климатические условия, развитость инженерной, телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры, правовые и экономические гарантии инвестиций, достаточный ресурс рабочей силы. Отличительной особенностью является то, что Самарская область не имеет запасов стратегического сырья. С учетом этого основным приоритетом стал инновационный путь развития экономики, так как источники экстенсивного экономического роста практически исчерпаны. Пищевая перерабатывающая промышленность занимает важное место в структуре региональной экономики, обеспечивает надежное продовольственное снабжение населения. Развитие отрасли в регионе идет особенно динамично и служит объектом многочисленных инвестиционных предложений, как крупнейших российских компаний, так и зарубежных партнеров. Самарская область полностью обеспечивает себя мукой, крупами, хлебобулочными изделиями.

Эффективность работы предприятий хлебопекарной промышленности во многом зависит от управленческой деятельности, обеспечивающей им реальную экономическую самостоятельность и конкурентоспособность. За последние годы произошли значительные изменения в сфере производства хлебобулочных изделий. Производство хлеба в России сократилось на 16,48%. Если в 2000 году в стране выпекалось порядка 9,1 миллионов тонн, то на 2010 г. пришлось всего 7,6 миллиона тонн хлеба.

В Самарской области функционирует 72 хлебопекарных предприятия различных форм собственности: государственные (2), муниципальные (2), частные (48), в собственности общественных и религиозных организаций (1), смешанная форма собственности (17), совместно российская и иностранная форма собственности (2). В настоящее время в Самарской области функционирует 19 крупных хлебокомбинатов по производству хлеба и хлебобулочных изделий. Однако производственные мощности используются лишь на треть и имеют тенденцию к снижению.

За период рыночных преобразований произошли значительные изменения конъюнктуры рынка хлебобулочных изделий, как в целом по России, так и в Самарской области. При довольно незначительном снижении общего среднедушевого потребления всех хлебопродуктов (со 112 до 110 кг/чел. за 2000–2010 гг.) потребление непосредственно хлеба за этот период резко упало, что привело к снижению объемов его производства и, соответственно, использования производственных мощностей в промышленности.

Анализируя производство данных видов продукции в Самарской области за последние десять лет можно сделать следующие выводы. Хлебопекарные предприятия выпускают разнообразный ассортимент продукции. Но основная масса реализуемых хлебобулочных изделий – хлеб (55,0 тыс. тонн) и батон (22,5 тыс. тонн). За анализируемый период в области сократилось количество хлеба ржаного (на 31,5% или 32,1 тыс. тонн).

Проведенный анализ позволил выделить основные проблемы отрасли:

– прекращение работы по созданию прогрессивных видов оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, современных технологий;

– ценообразование, повышение качества продукции и совершенствование условий ее продаж;

– необходимость наращивания выпуска ржано-пшеничных сортов хлеба, булочных изделий и изделий лечебного и профилактического назначения.

Проведенное исследование свидетельствуют о том, что хлебопекарная промышленность в современных условиях постоянно уменьшает выпуск хлебобулочной продукции, а высокая себестоимость не позволяет предприятиям иметь достаточную прибыль.

В настоящее время на отдельных крупных и средних предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности осуществляется реконструкция и техническое перевооружение производства за счет привлекаемых инвестиций и собственных средств предприятий. Особое внимание обращается на внедрение современных отечественных и импортных технологий, направленных на расширение ассортимента и улучшение качества выпускаемой продукции.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту