рефераты по менеджменту

Информационная служба фирмы

Страница
10

Следовательно, основное внимание должно концентрироваться на организованном изучении официально доступных источников информации. Значительная часть основной информации, используемой службами планирования, может поступать обычным порядком из многочисленных публикаций о деловом мире в средствах массовой информации, промышленных журналах, газетах, правительственных изданиях, учебных пособиях или научных трудах, а также из постоянного неформального потока сведений от торговых агентов.

Хотя многие сведения можно получить именно таким образом, например, путем компьютеризованного поиска и организованных поисков в промышленных библиотеках, процесс разведки может быть очень продуктивным и на самом низшем уровне организации. Ценным сборщиком информации, может быть, простой торговый агент, которому можно поручить отправиться на осмотр конкурирующего предприятия и доложить о своих наблюдениях отделу сбыта.

Клерк, получивший задание делать вырезки из газет той местности, где находится конкурент, также выполняет важную разведфункцию. Как отмечалось выше, накопление данных принимает форму (а) непрерывного сбора базовых данных для тотальной разведки или для ознакомления с факторами и силами, действующими в конкурирующих фирмах, и (б) сбора особых сведений для заполнения информационных пробелов в разведданных или для ответа на спецзапрос о конкурентах от определенного менеджера - потребителя информации. Фаза накопления информации включает формулирование направлений деятельности, подготовку плана сбора данных с указанием целей и задач и его передачу тем лицам и учреждениям, которые отвечают за его практическое осуществление.

Наиболее надежный метод проверки информации – сопоставительный анализ, т.е. получение однозначной информации по конкретному объекту исследования (например, по определенному шагу конкурента) из различных источников. Если информация не подтвердилась всеми источниками, или, получены противоречивые сведения, необходимо поставить под сомнение всю полученную информацию и продолжить процесс ее перепроверки. Не следует игнорировать нестыковки.

В последнее время специалисты вплотную ощутили новую опасность, которую назвали «опасностью избыточной информации» или «синдромом информационной усталости». Еще недавно испытанным приемом конкурентной борьбы было утаивание информации. Затем на вооружение был принят метод дезинформации. Теперь с этой целью используется оружие избыточной информации: конкурента заваливают» массой ненужных сведений с расчетом на то, что удастся «спутать карты» и затруднить ему выявление нужной информации. И вряд ли в ближайшее время информационное «наводнение» начнет слабеть. Ведь только Интернет – это источник огромного количества информации о конкурентах, причем легко доступной и сравнительно дешевой. Хорошо поставленная служба разведки помогает отфильтровывать «информационный шум».

В противоборстве конкурентов в условиях рыночных отношений субъекты бизнеса вынуждены одновременно принимать меры как прямого действия (как можно больше узнать о конкурентах и с максимальной отдачей использовать эти знания), так и обратного действия (максимально защитить свою конфиденциальную информацию и тем самым минимизировать возможный успех от ее использования конкурентами) (25, 62).

Т.о., именно целенаправленная обработка и анализ информации о деятельности, намерениях и возможностях конкурентов являются основными побудительными мотивами для принятия решений стратегической и тактической коррекции деятельности фирмы.

В настоящее время этот метод работы очень важен для продуктивного ведения хозяйственной деятельности предприятия.

Конфиденциальность и защита коммерческой информации

Реально функционирование системы коммерческой информации на предприятии проявляется в создании информационной среды, поддерживаемой упорядоченным движением потоков информации.

В модели предусмотрено, что все информационные массивы данных по основным видам коммерческой деятельности формируются на основе:

- данных маркетинговых исследований

- данных внутрифирменного управленческого учета (сведений об объемах товарооборота, величине производственных и товарных запасов, единовременных и текущих затратах, прибыли предприятия и др.)

- данных внешней статистики, конъюнктурных обзоров рынков, публикуемых в специальных изданиях и средствах массовой информации

- экспертных оценок.

Важнейшим элементом построения системы информирования является обеспечение границ доступа к информации. Мера доступности определяется степенью конфиденциальности – доверительности (или секретности) сведений.

На практике границы доступа обеспечиваются защитой информации в режиме коммерческой тайны – принятия мер по ее секретному использованию.

Понятием коммерческой тайны обобщаются преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы предприятия, сведения о различных сферах его предпринимательской деятельности (производственной, коммерческой, инновационной и т.д.) и относительно организации управления, необходимость защиты которых обусловливается задачами конкуренции и угрозами потери экономической безопасности. По общим правилам коммерческая тайна вводится относительно тех сведений, который представляют интерес для коммерции.

Режим коммерческой тайны определяется законодательным путем. В России он устанавливается ст.139 Гражданского кодекса РФ, согласно которой информация составляет коммерческую тайну, если имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, а обладатель информации принимает необходимые меры к охране ее конфиденциальности. Гражданским кодексом (ст.139), наряду с коммерческой тайной вводится понятие служебной тайны. Однако какие-либо различия между ними не проводятся. Служебная тайна по законодательству так же, как и коммерческая тайна, должна иметь коммерческую ценность, и меры по их охране должны быть одинаковы.

Перечень сведений, которые составляют предмет коммерческой тайны, и порядок обеспечения их сохранности определяются руководством предприятия. Наиболее общие правила состоят в следующем.

Основополагающим является принцип равновесия между обеспечением экономической выгоды и поддержанием экономической безопасности. Предельно допустимые границы устанавливаются с учетом того, что часть коммерческой информации должна оставаться открытой. В основном это информация рекламного характера, касающаяся производимой продукции и услуг, товарных знаков и т.д. Сокрытие ее противоестественно, так как привести к потере рынков, потребителей, а значит, и прибылей. С другой стороны, излишне подробные сведения относительно выпускаемой продукции, особенно в части описания технико-экономических особенностей, вполне могут стать объектом наживы для конкурентов, активно использующих методы производственного шпионажа.

В безусловном порядке засекречиванию подлежат сведения из области коммерческих ноу-хау. Они касаются в основном организации материально-технического обеспечения и сбыта, поскольку именно эта функция в управлении коммерческой деятельностью предприятия является наименее формализованной среди прочих функций и с точки зрения процедур принятия решений, и сточки зрения самого содержания управленческих решений. К категории коммерческих ноу-хау относятся сведения по организации каналов сбыта (дилерских, дистрибьюторских сетей) предприятия, методов продвижения товаров на рынок, ведение коммерческих переговоров и т.д. Особую часть коммерческих ноу-хау составляют методики выполнения маркетинговых исследований. Все эти сведения интересны для конкурентов и по аналогии с производственным шпионажем вполне могут стать объектом шпионажа коммерческого.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту