рефераты по менеджменту

Анализ и совершенствование системы управления персоналом в государственном учреждении

Страница
15

Основными методами обучения на рабочем месте являются: инструктаж, ротация, ученичество и наставничество.

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором.

Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков.

Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников поливалентной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями.

Ученичество и наставничество (коачинг) являются традиционными методами профессионального обучения ремесленников - с древних времен, работая рядом с мастером, молодые рабочие изучали профессию. Этот метод широко распространен и сегодня, особенно там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов.

Однако современные ученики не обязательно проводят все свое время, наблюдая за тем, как работает наставник, и оказывая ему помощь - они могут занимать ответственные должности и работать самостоятельно. Их ученичество заключается в наличии более опытного человека, постоянно следящего за их развитием, оказывающего помощь советами, подсказками и т.д.

Обучение на рабочем месте отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями сотрудника, предоставляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного. В этом смысле данный вид обучения является оптимальным для выработки навыков, требуемых для выполнения текущих производственных задач. В то же время такое обучение часто бывает слишком специальным для развития потенциала сотрудника, формирования принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенции, поскольку не дает ему возможности абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения. Для достижения таких целей более эффективны программы обучения вне рабочего места (табл.3.2).

Таблица 3.2

Методы обучения вне рабочего места

Метод

Издержки (подготовка)

Издержки (реализация)

Область применения

Лекция

низкие

низкие

большой объем материала, множество концепций, большое число слушателей, ограниченные ресурсы

Практическая ситуация

средние

средние

иллюстрация концепций, принятие решений, рассмотрение альтернатив

Деловые игры

высокие

высокие

практические навыки, иллюстрация концепций, виденье организации, подготовка руководителей

Самообучение

низкие-высокие

низкие-средние

теоретические и практические навыки, концепции

Лекция является традиционным и одним из самых древних методов профессионального обучения. В ходе лекции (которая сегодня может с успехом быть записана на видео и показана многим группам слушателей), представляющей собой монолог инструктора, аудитория воспринимает учебный материал на слух. Лекция является непревзойденным средством изложения большого объема учебного материала в короткий срок, позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты. Лекции чрезвычайно эффективны с экономической точки зрения, поскольку один инструктор работает с несколькими десятками, сотнями и даже тысячами учеников (если используется видео).

Использование практических ситуаций (кейсов) предполагает анализ и групповое обсуждение гипотетических или реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д. Использование данного метода позволяет участникам программы обучения познакомиться с опытом других организаций (содержание конкретной ситуации), а также развить навыки анализа принятия решений, разработки стратегии и тактики.

Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Преимущество деловых игр состоит в том, что, являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и тем самым продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия. Деловые игры бывают как глобальными (управление компанией), так и локальными (проведение переговоров, подготовка бизнес-плана). Использование этого метода позволяет обучающимся исполнять различные профессиональные функции и за счет этого расширить собственное представление об организации и взаимоотношениях ее сотрудников.

Самостоятельное обучение является наиболее простым видом обучения - для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время, - обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно.

Весьма важным направлением повышения эффективности использования персонала является управление деловой карьерой сотрудников организации.

Управление карьерой сотрудников - это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организации, по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации. Осуществление этого сложного процесса мы рекомендуем проводить в соответствии с приложением 1.

Рекомендации по формированию кадрового резерва

Формирование кадрового резерва является способом оперативного реагирования потребности в руководителях Центра.

Работа с кадровым резервом предполагает определенные этапы:

1. Организация работы по формированию кадрового резерва.

2. Организация учета кадрового резерва.

3. Подготовка кадрового резерва.

4. Использование кадрового резерва.

На первом этапе формирования кадрового резерва в Центре необходимо с учетом перспективной численности работников определить норматив численности работников, состоящих в кадровом резерве. Указанный норматив рассчитывается по каждой группе должностей (Таблица 3.3):

Таблица 3.3 - Норматив численности работников из кадрового резерва

По данной группе должностей

Для группы в процентах

от штатной численности

высшая группа

30

главная группа

20

ведущая группа

20

старшая группа

20

младшая группа

10

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту