рефераты по менеджменту

Анализ и совершенствование системы управления персоналом в государственном учреждении

Страница
14

Социально-стратификационная (дезинтегративная) функция труда является производной от социально-структурирующей. Она связана с тем, что результаты различных видов труда по-разному вознаграждаются и оцениваются обществом. Соответственно одни виды трудовой деятельности признаются более, а другие - менее важными и престижными. При этом используются не только экономические критерии оценки, но и социально-культурные, что зависит от конкретных исторических обстоятельств и особенностей развития данного общества. Таким образом, трудовая деятельность вместе с доминирующей системой ценностей выполняет функцию социального ранжирования, размещая людей, занятых различными по своей общественной значимости видами труда, по рангам - ступеням стратификационной пирамиды и лестницы престижа.

Удовлетворенность трудом - это обобщенный эмпирический показатель отношения к труду. Он характеризует сознание субъектов труда и проявляется в вербальном поведении работников. Фактический уровень удовлетворенности трудом формируется под воздействием двух групп факторов. К первой группе относятся совокупные условия труда, ко второй - личностные особенности работников: их ценностные ориентации, притязания, информированность, индивидуальные оценки отдельных сторон трудовой деятельности.

Второй, рекомендуемый нами путь повышения эффективности управления персоналом - совершенствование использования методов управления персоналом.

В целях совершенствования использования административных методов управления персоналом предприятия, нами предлагается шире использовать методы организационного и распорядительного воздействия. Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное, регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование.

Организационное регламентирование определяет то, чем должен заниматься работник управления. Осуществив совершенствование организационной структуры управления Центра, нами предлагается разработать и внедрить на предприятии:

1) Положения о структурных подразделениях, устанавливающие задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей;

2) штатное расписание учреждения и его структурных подразделений. Применение положений позволяет оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о моральном и материальном стимулировании его работников.

С целью совершенствования использования организационно-методического инструктирования нами предлагается разработать в Центре:

1) должностные инструкции, устанавливающие права и функциональные обязанности управленческого персонала;

2) методические указания (рекомендации), описывающие выполнение комплексов работ, связанных между собой и имеющих общие целевые назначения;

3) рабочие инструкции, определяющие последовательность действий, из которых состоит управленческий процесс. В них указываются порядок действий для выполнения процессов оперативного управления.

Экономические методы - это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается поступательное развитие организации.

Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности.

С целью совершенствования использования этих методов мы предлагаем использовать в Центре:

1. Социологические методы, которые играют важную роль в управлении персоналом, позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку", связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они позволят собрать необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и обоснованно принимать кадровые решения. Анкетирование позволит собирать необходимую информацию путем массового опроса людей с помощью специальных анкет. Интервьюирование позволит провести подготовку до беседы сценария (программы), затем (в ходе диалога с собеседником) получение необходимой информации.

2. Социальное планирование, которое обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов.

3. Социометрические методы, которые незаменимы при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, позволят на основе анкетирования сотрудников построить матрицу предпочтительных контактов между людьми, выявить неформальных лидеров в коллективе. Метод наблюдения позволит выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях (авария, драка, стихийное бедствие). Собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.

4. Психологические методы, в частности, психологическое планирование, которое позволит обеспечить постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов на основе:

формирования подразделений ("команд") с учетом психологического соответствия сотрудников;

создания комфортного психологического климата в коллективе;

формирования личной мотивации людей исходя из философии организации;

минимизации психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);

разработки служебной карьеры на основе психологической ориентации работников;

роста интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования;

формирования корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников [12, с.142].

Третий путь повышения эффективности управления персоналом, который рекомендуется нами для внедрения в учреждении - повышение уровня профессионального развития и обучения сотрудников.

В современных организациях профессиональное обучение представляет собой комплексный непрерывный процесс, включающий в себя несколько этапов. Для использования на исследуемом предприятии мы рекомендуем следующие методы профессионального обучения сотрудников (табл.3.1):

обучение непосредственно на рабочем месте;

обучение вне рабочего места (в учебном классе).

Таблица 3.1

Методы обучения на рабочем месте

Метод

Издержки (подготовка)

Издержки (реализация)

Область применения

Инструктаж

высокие

низкие

простые операции, ручной труд, высококвалифицированные сотрудники

Ротация

средние

средние

смежные профессии, подготовка руководителей

Наставничество

низкие

высокие

сложные профессии, высокое мастерство, ручной труд, высокая степень риска

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту