рефераты по менеджменту

Понятие бизнес единиц, их основные характеристики. Базовые стратегии бизнес единиц

Страница
5

Методологические основы повышения эффективности функционирования розничного подразделения предприятия по производству строительных материалов

В первой главе мы рассмотрели стратегию развития и ее фундаментальное значение для компании. Однако стратегия – только направление движения, недетализированный план действий. Детализация этого плана приводит к необходимости разработки конкретных действий. По факту, реализация стратегии находится в плоскости оперативной деятельности, то есть максимизации выгод компании и минимизации ее издержек. Именно эти области служат основой для принятия управленческих решений. То есть вопрос реализации стратегии – это вопрос повышения ее экономической эффективности.

В широком смысле экономическая эффективность – это результативность экономической системы, выражающаяся в отношении конечного результата деятельности этой системы к затраченным ресурсам.

В обыденном смысле экономическая эффективность предприятия характеризуется производством товара или услуги с наименьшими издержками. Она выражается в способности предприятия производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами и продавать эту продукцию с наименьшими издержками и по максимальной цене. Также экономическая эффективность предприятия в отличие от его технической эффективности зависит от того, насколько его продукция соответствует требованиям рынка, запросам потребителей.

В итоге, экономическая эффективность - это получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов. Для этого нужно, чтобы производитель и потребитель благ стремились к наивысшей эффективности и для этого максимизировали каждый свои выгоды и минимизировали свои затраты.

Таким образом, экономическая эффективность деятельности компании это двунаправленный показатель максимизации выгоды, то есть выручки компании, и минимизации издержек.

Эффект максимизации выгод

Прибыль является ключевым критерием эффективного размещения ресурсов. В экономической теории различают бухгалтерскую и экономическую прибыль. Бухгалтерская прибыль представляет собой общую выручку фирмы за вычетом внешних издержек. Экономическая прибыль - это разница между выручкой от реализации продукции и альтернативными издержками.

«Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением уставных вкладов участников» [12, С. 211]. Основная идея, которая лежит в основе поведения фирмы - это максимизация прибыли путем увеличения доходов и минимизации расходов. Фирма производит продукт, издержки которого колеблются в зависимости от объема производства, а продукт продается по рыночной цене. В этой ситуации фирме ничего не остается делать, как выбрать объем продаж, который максимизировал бы ее прибыль. Считается, тот объем продаж, который обеспечит максимум прибыли и будет оптимальным.

Основные вопросы, которые стоят перед фирмой: стоит ли производить данный товар? Если стоит, то, до каких пределов? Какая прибыль при этом будет получена?

При решении этих вопросов фирма должна помнить, что: в краткосрочном периоде фирма, ничего не производя (объем производства Q=0), терпит убытки, равные ее постоянным издержкам. Для фирмы рационально продолжить производство, если она может получить либо экономическую прибыль, либо убыток, который меньше, чем ее постоянные издержки.

Есть два основных решения вопроса, стоит ли производить данную продукцию и в каком количестве, чтобы максимизировать прибыль. Первый предполагает сравнение совокупного дохода и совокупных издержек. Второй – сравнение предельного дохода и предельных издержек.

Совокупный доход (TR) - сумма, полученная фирмой от продаж, находится как произведение цены проданного товара (P) и объема продаж (Q): TR=P*Q. Средний доход (AR) - это доход компании от реализации одной единицы продукции. В то же время для покупателя это является ценой товара: AR=P. Предельный доход (MR) - это дополнительный доход, приносимый последней дополнительной проданной единицей продукции: MR=ΔTR / ΔQ.

На рынке совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию является совершенно эластичной и пока на цену не влияет количество товара, продаваемое фирмой, предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет равен цене. Так как цена - константа, изменение в совокупном доходе будет зависеть от производства. Поэтому для конкретной фирмы предельный доход будет равен цене. Отсюда справедливо равенство, когда цена равна предельному и среднему доходу: P=MR=AR.

Согласно первому методу, прибыль находится как разность совокупного дохода и совокупных издержек (ТС): R=TR-TC. При малых объемах производства прибыль отрицательна, доход не покрывает постоянные и переменные издержки. При нулевом выпуске фирма терпит убытки в размере постоянных издержек. По мере увеличения объема прибыль становится положительной и растет, пока не достигнет определенного объема, точка максимума, после этого прибыль начинает снижаться, отражая опережающий рост совокупных издержек.

Если фирма по каким-то причинам продолжает увеличивать производство после достижения оптимального объема, то каждая дополнительная произведенная единица уже будет сокращать имеющуюся прибыль из-за возрастающих предельных издержек. Фирма достигает максимальной прибыли в точке, в которой MR=MC (предельные издержки). А это равенство есть не что иное, как условие максимизации прибыли.

Здесь подключается второй способ определения максимума прибыли. Пока предельная прибыль как разница между MR и MC положительна, общая масса прибыли увеличивается. Фирмы увеличивают выпуск до тех пор, пока не достигнут равенства MR=MC. Поскольку для конкурентной фирмы MR=P, то фирма получает максимум прибыли тогда, когда выпуск продукции устанавливается в точке, где P=MC.

Таким образом, сравнивая показатели совокупного дохода и совокупных издержек, предельного дохода и предельных издержек, мы можем сделать следующие выводы. Фирма максимизирует свою прибыль при таком объеме производства, когда совокупный доход превышает общие издержки на максимальную величину, т.е. когда P=MR=MC. Любое производство в ситуации, когда совокупный доход будет выше совокупных издержек, обеспечивает фирме экономическую прибыль. Достижение максимальной прибыли и минимальных убытков возможно при различных обстоятельствах и ценах, на которые конкурентная фирма не в силах повлиять, при условии выполнении фирмой условия равновесия P=MR=MC.

Экономическая прибыль это разница между совокупным доходом и суммой явных и неявных издержек. Фирма ее получает, если цена складывается выше средних издержек. Получение экономической прибыли, т.е. сверхприбыли, возможно только в краткосрочном периоде, когда другие фирмы, привлеченные этим обстоятельством, не успевают войти в отрасль и начать производить аналогичный продукт. Краткосрочный период - временный отрезок, в течение которого фирма не в состоянии количественно изменить все свои производственные факторы. В долгосрочном периоде у фирмы есть возможность приспособится к изменившимся условиям, уйти из отрасли или наоборот расширить производство.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

© 2010-2020 рефераты по менеджменту