рефераты по менеджменту

Управление дебиторской задолженностью и краткосрочными финансовыми вложениями предприятия

Страница
1

Введение

Управление дебиторской задолженностью является составной частью общей системы управления оборотными активами коммерческой организации. Применительно к задолженности заказчиков (покупателей) за поставку товаров, оказанные услуги или выполненные работы оно является одновременно элементом маркетинговой политики организации, направленной на максимизацию объема прибыли, установление взаимовыгодных отношений. От управления дебиторской задолженностью в значительной мере зависит как оборачиваемость, так и рентабельность оборотных активов предприятия.

Краткосрочные финансовые вложения – инвестиции предприятия в различные финансовые инструменты на период до одного года. Основными формами краткосрочных финансовых вложений являются: приобретение краткосрочных облигаций, краткосрочных сберегательных сертификатов, векселей, помещение средств на депозитный вклад (до одного года) и т.п.

Краткосрочные финансовые вложения представляют собой форму временного использования свободных денежных активов предприятия с целью защиты их от инфляции и получения дохода. В связи с высокой ликвидностью краткосрочных финансовых вложений они приравниваются к готовым средствам платежа и служат обеспечением неотложных финансовых обязательств предприятия.

По всем канонам финансовой науки, дебиторская задолженность относится к ликвидным (достаточно легко превращаемым в наличные деньги) активам и входит в состав оборотного капитала компании. Однако на практике «обналичить» долги контрагентов удается не всегда. Поскольку любую болезнь проще предупредить, нежели лечить, дебиторской задолженностью нужно целенаправленно управлять.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами, а также часть маркетинговой политики предприятия. С точки зрения эффективного управления оборотным капиталом важно не только в сжатые сроки «выбить» деньги из должников, но и не допустить последующего увеличения задолженности выше определенного предела. Иными словами, чем меньше дебиторская задолженность, чем скорее она погашается, тем меньше потребность в оборотном капитале и выше рентабельность собственного капитала.

Однако с точки зрения маркетинговой политики дебиторская задолженность рассматривается как побочный эффект сбытовой деятельности. Дабы не отпугнуть клиентов, работать с дебиторской задолженностью нужно чрезвычайно осторожно. Если клиент хочет получить товар как можно раньше, а заплатить за него как можно позже, речь должна идти не о ликвидации дебиторской задолженности как таковой, а о балансировании коммерческих и финансовых интересов компании. По сути, управляя задолженностью, приходится поступаться краткосрочными экономическими выгодами во имя достижения долгосрочных маркетинговых целей.

Проблемы управления дебиторской задолженностью, с которыми сталкиваются предприятия, достаточно типичны: нет достоверной информации о сроках погашения обязательств компаниями – дебиторами; не регламентирована работа с просроченной дебиторской задолженностью; отсутствуют данные о росте затрат, связанных с увеличением размера дебиторской задолженности и времени ее оборачиваемости; не проводится оценка кредитоспособности покупателей и эффективности коммерческого кредитования.

Все вышесказанное свидетельствует об актуальности изучения управления дебиторской задолженностью и краткосрочными финансовыми вложениями предприятия. Актуальность проблемы обусловила выбор темы дипломной работы, цель которой – анализ и разработка мероприятий по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью и краткосрочными финансовыми вложениями предприятия.

В соответствии с целью в дипломной работе решаются следующие задачи:

– рассматриваются сущность и классификация дебиторской задолженности и краткосрочных финансовых вложений;

– характеризуются методы управления дебиторской задолженностью и краткосрочными финансовыми вложениями предприятия;

– изучается методика анализа дебиторской задолженности и краткосрочных финансовых вложений предприятия;

– проводится анализ дебиторской задолженности и краткосрочных финансовых вложений предприятия;

– оценивается действующая система управления дебиторской задолженностью и краткосрочными финансовыми вложениями;

– намечаются направления совершенствования управления дебиторской задолженностью и краткосрочными финансовыми вложениями предприятия.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, различные виды наблюдений, экономико-математические и статистические способы обработки экономической информации (сравнение, относительные и средние величины, метод балансовой увязки показателей и др.).

Объектом исследования выбрано общество с ограниченной ответственностью «Машснаб».

1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью и краткосрочными финансовыми вложениями предприятия

Сущность и классификация дебиторской задолженности и краткосрочных финансовых вложений

Дебиторская задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия. Довольно большая ее часть в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую стойкость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании. Очень часто ее определяют как составляющую оборотного капитала, которая представляет собой требования к физическим или юридическим лицам относительно оплаты товаров, продукции, услуг.

Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними, или, иными словами, отвлечения средств из оборота организации и использования их другими организациями или физическими лицами. (35, С. 29)

Дебиторская задолженность – относительно самостоятельная категория. Даже если она резервирована, нельзя быть уверенным в получении долга вовремя и в полном размере. Кроме того, денежное требование по взысканию дебиторской задолженности может быть уступлено третьему лицу посредством факторинговой операции.

Дебиторская задолженность – это кредит, полученный от поставщиков и подрядчиков, когда организация-покупатель получает товары и услуги от контрагентов без требования о незамедлительной оплате. Преимущества такого кредита заключаются в его автоматизме, простоте и оперативности получения. Однако предоставлять отсрочку от уплаты следует только в тех случаях, когда предприятие знает своего клиента и может оценить его платежеспособность, определить уровень риска неоплаты, который при этом возникает. Такой кредит нельзя считать бесплатным, поскольку получающий его, как правило, теряет право на скидки или получает их в значительно меньших размерах, вынужден платить проценты и штрафные санкции за просрочку платежа. Поэтому предприятие, беря товар в долг, должно удостовериться в том, что плата за кредит не слишком велика. (27, С. 145)

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту