рефераты по менеджменту

Теоретические основы менеджмента на современном этапе

Страница
8

- среднесрочные (1-5 лет).

3. По содержанию:

- технологические;

- экономические;

- производственные;

- административные;

- маркетинговые;

- научно-технические;

- социальные.

4. По форме выражения цели:

- количественные;

- качественные.

5. По уровню, к которому цели относятся:

- общие;

- специфические цели.

На основе целей организация формулирует задачи, которые должны быть решены в процессе их достижения. Задачи более конкретны и обладают количественными, качественными, пространственными и временными свойствами.

Для систематизации всего многообразия целей организации строят «дерево целей» организации (целевую модель) (рис 7).

Общие цели

Рисунок 5. «Дерево целей» организации

Тема 5 Стратегия эффективного менеджмента

Стратегические и тактические планы в системе менеджмента

Понятие стратегии пришло в теорию и практику менеджмента из военной сферы в 70-х годах XX века.

Стратегия – генеральная программа действий (общий комплексный план) организации, устанавливающий приоритеты проблем, ресурсов и последовательность шагов для обеспечения осуществляемой миссии и достижения стратегических целей организации.

Тактика – краткосрочные планы организации.

Стратегическое планирование – это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.

Процесс перспективного планирования в современных организациях (предприятиях) включает в себя долгосрочное и стратегическое планирование. Долгосрочное планирование основано на экстраполяции сложившихся тенденций развития, т.е. построение планов осуществляется от прошлого к будущему.

Отличительным принципом стратегического планирования является построение планов от настоящего к будущему. Важное место в нем отводится анализу перспектив организации, задачей которого является выяснение тех тенденций, опасностей, возможностей, которые способны изменить сложившиеся тенденции.

Стратегии эффективного менеджмента

Анализ внешней среды позволяет организации своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

Анализ сильных и слабых сторон организации производят по 5 основным направлениям:

кадры;

организация общего управления;

производство;

маркетинг;

финансы.

Метод SWOT является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды, установить связи между ними, которые могут быть использованы для формирования стратегии организации.

Стратегические альтернативы.

Перед организацией стоят 4 основные стратегические альтернативы:

1. ограниченный рост;

2. рост;

3. сокращение.

Существует несколько вариантов стратегии сокращения:

ликвидация;

«отсечение лишнего»;

сокращение и переориентация;

4. комбинированная стратегия.

Выбор стратегии.

Его целью является выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Прежде, чем сделать этот выбор, необходимо провести анализ стратегических исходных позиций, который можно осуществить с помощью матрицы Бостонской консультационной группы (БКГ).

В данной матрице объект стратегического планирования располагается по вертикали относительно перспектив развития рынка, а по горизонтали относительно собственной конкурентоспособности.

Матрица указывает на 4 основные позиции объекта:

«звезды» – занимают лидирующее положение в быстроразвивающейся отрасли;

«дойные коровы» – занимают лидирующее положение в относительно стабильной или сокращающейся отрасли;

«вопрос» – не имеет хороших конкурентных позиций, но действует на перспективных рынках;

«собаки» – ограниченный объем сбыта в сложившейся или сокращающейся отрасли.

Подпись: высокийПодпись: низкий

Рисунок 6 Матрица БКГ

Реализация стратегии.

Стратегическое планирование приобретает смысл только тогда, когда оно реализуется. Для того, чтобы контролировать реализацию стратегии и быть уверенным в достижении поставленных целей, в организациях должны быть реализованы различные планы, программы, проекты и т.д., важнейшее место среди которых отводится стратегическому плану.

Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с целями. В процессе оценки стратегии используются количественные и качественные критерии.

Тема 6. Инновационный потенциал в менеджменте

Понятие "инновационный менеджмент"

Инновация может быть определена так, как Ж.Б. Сэй определил предпринимательство - то есть как изменение отдачи ресурсов. Или, как сказал бы современный экономист в терминах спроса и предложения, - как изменения в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из используемых им ресурсов (или же нововведения в их использовании).

Таким образом, предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Предпринимательство основывается на экономических и социальных теориях, согласно которым изменения - вполне нормальное и естественное явление. Главная же задача общества и особенно экономики видится в получении чего-то иного, отличного от предыдущего, а не в улучшении уже существующего. Таким образом, перед предпринимателями стоит задача научиться осуществлять инновационные решения на систематической основе. Систематическая инновация, поэтому, состоит в целенаправленном, организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для экономических или социальных нововведений. Выделяют следующие изменения, или источники инноваций:

П. Друкер выделяет семь источников инновационных возможнос­тей. Первые четыре находятся в самом предприятии, а оставшиеся три включают изменения вне предприятия и отрасли. Этими источни­ками являются:

1. Неожиданный успех, неудача или какое либо внешнее собы­тие;

2. Несоответствие между объективной действительностью и ра­нее спрогнозированным ходом событий;

3. Потребности предприятия;

4. Негативные изменения в структуре отрасли или рынка;

5. Демографические изменения;

6. Изменения в восприятии и настрое;

7. Новое знание, как научное, так и ненаучное. Первые четыре находятся в самом предприятии, а оставшиеся три включают изменения вне предприятия и отрасли.

Задачи менеджера инновационного предприятия

1. Прежде всего он должен досконально знать то дело, которым занимается, быть специалистом высочайшего класса в нем.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту